Начиная с 3 лет в жизни ребенка появляется новый партнер по общению – это сверстник. Общение со сверстником имеет ряд существенных особенностей, качественно отличающих его от общения с взрослым.
1-я отличительная черта – большое разнообразие коммуникативных действий. Общаясь со сверстниками, ребенок спорит с ними, навязывает свою волю, успокаивает, требует, приказывает, обманывает, жалеет и пр. Именно в общении со сверстниками впервые появляются такие сложные формы поведения, как притворство, стремление сделать вид, выразить обиду, нарочито не отвечать партнеру, кокетство, фантазирование. Если взрослые до конца дошкольного возраста остаются в основном источником оценки, новой информации и образцов действия, то по отношению к сверстникам ребенок решает совсем другие коммуникативные задачи: управляет действиями партнера, контролирует их выполнение, оценивает поведение, навязывает собственный образец, постоянно сравнивает с собой.
2-я отличительная черта – чрезвычайно яркая эмоциональная насыщенность общения. Дети втрое чаще одобряют ровесников и в девять раз чаще вступают с ними в конфликтные отношения, чем при взаимодействии со взрослым.
3-я отличительная черта – нестандартность и нерегламентированность средств общения. В общении со взрослым ребенок придерживается определенных форм поведения, то в отношениях м/у собой ведут себя раскованно, ненормированно, принимают причудливые формы, кривляются, передразнивают друг друга, придумывают новые слова и небылицы. Это позволяет ребенку проявить свою оригинальность и свое самобытное начало.
4-я отличительная черта – преобладание инициативных действий над ответными. Для ребенка значительно важнее его собственное действие или высказывание, а инициатива сверстника в большинстве случаев им не поддерживается.
По отношению к окружающим у ребенка формируется собственная внутренняя позиция, которая характеризуется осознанием своего поведения и интересом к миру взрослых.
Агрессивность и неутомимость малышей в этом возрасте проявляется в постоянной готовности к деятельности. Ребенок уже умеет гордиться своими успехами, умеет критически оценивать результаты своего труда. Формируется способность к целеполаганию: ребенок может более четко представить ожидаемый результат («Буду рисовать зайчика»), сравнить с образцом, выделить отличия.
В этом возрасте ребенок может воспринимать предмет без попытки его обследования. Его восприятие приобретает способность более полно отражать окружающую действительность.
На основе наглядно-действенного к 4-м годам начинает формироваться наглядно-образное мышление. Другими словами, происходит постепенный отрыв действий ребенка от конкретного предмета, перенос ситуации в «как будто» (например, палочка может быть и градусником, и ложкой, и телефоном и т.п. или же, сидя на коврике, ребенок «как будто» едет в машине, плывет на корабле, и т.п.).
Как и в раннем возрасте, в 3-4 года преобладает воссоздающее воображение, т.е. ребенок способен лишь воссоздать образы, почерпнутые из сказок и рассказов взрослых. Большое значение в развитии воображения играет личный опыт и знания ребенка, его кругозор. Для детей этого возраста характерно смешение элементов из различных источников, смешение реального и сказочного. Фантастические образы, возникающие у малыша, эмоционально насыщены и реальны для него.
Память дошкольника 3-4 лет непроизвольная, характеризуется образностью. Преобладает узнавание, а не запоминание. Хорошо запоминается только то, что было непосредственно связано с деятельностью ребенка, было интересно и эмоционально окрашено. Поэтому, при заучивании стихов, чтении сказок необходимо помочь ребенку сформировать нужный образ (через прямой показ взрослым нужного движения, например, «идет бычок, качается…» (Что такое «качается?» и как это выглядит со стороны?), выражения лица (мимика), громкости голоса (интонации) и т.д.) Тем не менее, то, что запомнилось, сохраняется надолго.
Ребенок не способен длительное время удерживать свое внимание на каком-то одном предмете, он быстро переключается с одной деятельности на другую. Поэтому, на проведение одной игры, чтение, продуктивную деятельность у вас уйдет не более 10-15 минут.
В этом возрасте дети очень восприимчивы к эмоциональному состоянию окружающих. Они очень подвержены так называемому «эффекту заражения»: если один начинает радостно скакать по группе, то, как минимум, еще три «лошадки» будет рядом с ним. Активное проявление и негативных и позитивных эмоций зависит от физического комфорта или его отсутствия (шарф может «кусаться», а колготки – «мокриться»). На настроение начинают влиять взаимоотношения со сверстниками и взрослыми. Поэтому характеристики, которые ребенок дает другим людям (в частности, детям группы, воспитателям), очень субъективны. Тем не менее, эмоционально здоровому дошкольнику присущ оптимизм.
Одно из условий уверенности и спокойствия ребенка – это систематичность, ритмичность и повторяемость его жизни, т.е. четкое соблюдение режима.
И главное, любите своего ребенка таким, каков он есть. А если вас тревожит какая-то проблема в отношении своего ребенка, спросите себя: «Что можно предпринять, чтобы решить ее?» Потом приступайте к делу и смело доверьтесь ходу развития событий.Желаю вам удачи!
Возраст от четырех до пяти лет — период относительного затишья. Ребенок вышел из кризиса и в целом стал спокойнее, послушнее, покладистее.
Возросли физические возможности: движения стали значительно более уверенными и разнообразными. 4-хлетние дошкольники испытывают острую потребность в движении. В случае неудовлетворения этой потребности, ограничения активной двигательной деятельности они быстро перевозбуждаются, становятся непослушными, капризными.
Поэтому, особенно важно наладить разумный двигательный режим, насытить жизнь детей разнообразными подвижными играми, игровыми заданиями, танцевальными движениями под музыку, хороводными играми.
Основные ресурсы мозга должны быть направлены на развитие сенсорно-моторной основы интеллекта: как можно больше впечатлений для различных органов чувств, постоянное упражнение в ловкости (бегать, прыгать, ползать, лазать и т.п.). Знание букв и цифр в этом возрасте не является признаком хорошего интеллекта, скорее говорит об «обкрадывании» тех отделов мозга, которые должны в этот момент развиваться, но находятся в дефиците из-за увлечения родителей ранним обучением.
Поэтому, будьте терпеливы и внимательны, чтобы снова и снова отвечать детям. Не отмахивайтесь от вопросов ребенка! Готовность "на равных" обсуждать с детьми помогает, с одной стороны, поддержать и направить детскую познавательную активность в нужное русло, с другой - укрепляет доверие дошкольников к взрослому. Ребенок учится вас уважать!
У детей 4-5 лет возрастает стремление к самостоятельности. Ребенку важно многое делать самому, он уже больше способен позаботиться о себе и меньше нуждается в опеке взрослых. Обратная сторона самостоятельности - заявление о своих правах, потребностях, попытки устанавливать свои правила в окружающем его мире.
Поэтому, полезно ребенку определить его «домашнюю обязанность» (например, посильная помощь в домашних делах). Придумайте систему поощрений и контролируйте выполнение. Приучайте своего ребенка доводить любое начатое дело до конца. Это дисциплинирует ребенка, он быстрее усваивает определенные правила и нормы поведения.
У детей средней группы ярко проявляется интерес к игре. Игра продолжает оставаться основной формой организации их жизни. Предлагайте ребенку для игры не только законченные по своей форме игрушки, но и неоформленные предметы, не имеющие четкой функции: камушки, палочки, брусочки, коробочки, платочки и т.д.
Именно к пяти годам ребенок начинает жаловаться на детей о том, что кто-то делает что-то неправильно или кто-то не выполняет какое-то требование. "Заявление" ребенка свидетельствует о том, что он осмыслил требование как необходимое и ему важно получить авторитетное подтверждение правильности своего мнения, а также услышать разъяснения по поводу "границ" действия правила.
Поэтому, анализируйте вместе с ребенком его поступки и поступки литературных героев. Расширяйте опыт ребенка, предлагая разные решения проблемных ситуаций. Обсуждая с ребенком случившееся, мы помогаем ему утвердиться в правильном поведении.
Особенность возраста - бурный расцвет фантазий. Ребенок включает себя и своих близких в цепь самых невероятных событий. Источники таких фантазий могут быть весьма различны: яркий сон, который ребёнок принял за действительность, или это может быть выражение его тайных желаний, или стремление справиться с какими-то страхами.
Поэтому, обсуждайте с ребенком его фантазии, включайтесь в них, предлагайте повороты сюжетной линии. Читайте и рассказывайте детям волшебные сказки, в которых отчётливо выделены хорошие и плохие герои. Не спешите показывать иллюстрации к сказкам, пусть ребенок представит своего сказочного героя.
Дети 4-5 лет имеют дифференцированное представление о собственной гендерной принадлежности, аргументируют её по ряду признаков («Я мальчик, я ношу брючки, а не платьица, у меня короткая причёска»); проявляют стремление к взрослению в соответствии с адекватной гендерной ролью: мальчик - сын, внук, брат, отец, мужчина; девочка - дочь, внучка, сестра, мать, женщина. К 5 годам дети имеют представления об особенностях наиболее распространённых мужских и женских профессий, о видах отдыха, специфике поведения в общении с другими людьми, об отдельных женских и мужских качествах.
К 5 годам внимание становится все более устойчивым, в отличие от возраста 3 лет (если ребенок пошел за мячом, то уже не будет отвлекаться на другие интересные предметы). Важным показателем развития внимания является то, что к 5 годам в деятельности ребенка появляется действие по правилу - первый необходимый элемент произвольного внимания.
Поэтому, активно играйте с ребенком в игры с правилами: настольные (лото, детское домино) и подвижные (прятки, салочки).
Следует обратить внимание на то, что в возрасте 4-5-ти лет недостатки воспитания ребенка начинают постепенно укореняться и переходить в устойчивые негативные черты характера.
Все, кто имеет отношение к воспитанию ребенка, должны быть едины в своих требованиях. Большое значение имеет «эффект переноса», когда родители, сами того не подозревая, переносят свои эмоциональные проблемы (тревожность, страхи, агрессивность) на ребенка. Поэтому, очень важно разобраться в различных негативных проявлениях ребенка и только после этого их корректировать. Если же вы самостоятельно не смогли определить причины отклоняющегося поведения детей, обязательно обращайтесь к специалистам за консультацией. Жалость к ребенку в данном случае может послужить развитию самых неприятных черт характера.
Родителям следует воспитывать и корректировать не только поведение своих детей, но в первую очередь себя. Недаром говорят, что поведение ребенка – это зеркальное отражение поведения их родителей.
МЕНЮ
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?
Решаем вместе
Сведения об образовательной организации
- Основные сведения
- Структура и органы управления
- Документы
- Образование
- Образовательные стандарты
- Руководство. Педагогический (научно-педагогический) состав
- Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса
- Стипендии и иные виды материальной поддержки
- Платные образовательные услуги
- Финансово-хозяйственная деятельность
- Вакантные места для приема (перевода)
- Доступная среда
- Международное сотрудничество
- Организация питания в образовательной организации