Рубрику "Советы логопеда" ведет учитель-логопед высшей квалификационной категории, Кудрявцева Наталья Васильена

СОВЕТЫ ЛОГОПЕДА

«Советы логопеда» отражают особенности работы с детьми каждой возрастной группы, позволяют закрепить материал, отработанный с детьми на занятиях в детском саду, помогают решать коррекционные и развивающие задачи, способствуют преодолению отставания в речевом и общем развитии ребёнка, обеспечивают его гармоничное и всестороннее развитие.
В «Советы логопеда» включены задания, направленные на формирование у детей грамматического строя речи, - это игры и упражнения, которые можно проводить с детьми для усвоения ими основных грамматических категорий русского языка. Задания рассчитаны, прежде всего, на тех детей, у которых возникли наиболее серьёзные проблемы в усвоении грамматики и которым недостаточно игр и упражнений, содержащихся в еженедельных заданиях.
Лексический блок заданий позволяет родителям принять участие в формировании, расширении и уточнении словарного запаса ребёнка. В нём указан примерный лексикон по каждой изучаемой лексической теме, выделены слова, которые будут вводиться в речь ребёнка всеми работающими с ним специалистами, перечислены книжки, которые можно почитать ребёнку в течение предстоящего месяца.
Для детей подготовительной к школе группы добавлены задания на развитие у ребёнка фонематических представлений, формирование навыков звукового анализа и синтеза. Материал этих заданий подготавливает почву для успешного овладения чтением, способствует профилактике нарушений письменной речи.
В «Советы логопеда» включены упражнения артикуляционной и дыхательной гимнастики для формирования у детей правильного звукопроизношения, даны рекомендации по их выполнению вместе с ребёнком.

Если Ваш ребёнок стал заикаться…

По статистике, заиканием страдают миллионы людей – до двух с половиной процентов населения планеты. Причём, чем более развита страна, чем сложнее её язык, тем больше в ней заикающихся, и наоборот. В Африке, к примеру, заикающихся намного меньше, чем в Европе.
Важна и фонетическая структура языка: самый тяжёлый в этом плане – чешский, в нём есть слова, где 5 или даже 6 согласных идут подряд, гуськом, друг за другом. Наш родной русский язык в этом отношении «серединка на половинку», так же как английский или немецкий.
В большинстве случаев заикание возникает в детском возрасте. Теоретически заикание делится на невротическое (логоневроз), неврозоподобное и смешанное. Относится оно к пограничным нервно-психическим заболеваниям. Основной симптом – судорожные, или, вернее, судорогоподобные нарушения речи, которые могут сочетаться с разнообразными невротическими расстройствами.
В 90 процентах случаев заикание обнаруживается у детей в возрасте от 2 до 5 лет, в период наиболее бурного речевого развития. Мальчики заикаются в три-четыре раза чаще, чем девочки. Это связано с расположением речевого центра в левом полушарии головного мозга, которое лучше развито у женщин. Кроме того, считается, что нервная система у мальчиков менее устойчива и они в большей степени подвержены нервно-психическим расстройствам. В самый сложный и ответственный период становления речи девочки физически и интеллектуально уже более развиты, чем их сверстники. К тому же мальчики активнее и своевольнее и потому чаще попадают в ситуации, чреватые психической травмой, - она-то, как правило, и запускает механизм невротического заикания.
Эта травма может быть нанесена резко и внезапно – каким-то ошеломляющим событием, поразившим малыша. Но невротическое заикание не обязательно «запускается» только таким образом. Есть у него и другие пусковые кнопки.
Нередко заикаться начинает ребёнок, чувствующий себя нелюбимым, с которым мало или грубо разговаривают. Ухудшают ситуацию ссоры родителей. Всё это держит мало что понимающего в жизни человека в постоянном эмоциональном напряжении, которое неизбежно приводит к истощению нервной системы. Но страдают не только дети, растущие в неблагополучных семьях. Страдают и маленькие кумиры, не знающие слова «нет». У малыша, растущего в атмосфере восхищённой вседозволенности, не формируется нужнейший в жизни навык активного терпения. И когда такой ребёнок попадает в ситуацию, требующую от него самоограничения, он может ответить на непомерное для него усилие речевым сбоем, связанным с нарушением процессов возбуждения-торможения.
Нередко заикаются и невропатичные дети из породы «мамина радость». Они обычно начинают рано и хорошо говорить, приводя взрослых в восторг. Желая продемонстрировать таланты своего отпрыска, родители то и дело возносят его над толпой (то есть ставят на стульчик и заставляют читать всем и каждому взрослые умные стихи). Изо всех сил стараясь соответствовать честолюбивым ожиданиям домашних, малыш перенапрягает свою слабенькую нервную систему и начинает заикаться.
Заикание развивается бурно, когда ребёнок попадает в экстремальную ситуацию, которая вызывает у него сильнейший испуг и, как следствие, эмоциональный шок. Родителям нужно знать, что маленькие дети скорее заражаются страхами взрослых, чем пугаются сами. Их зачастую страшит не само событие, а реакция на него отца или мамы.
Шок, вызванный резким испугом, может сказаться двояко. Во-первых, ребёнок способен надолго замолчать, а потом выйти из этого состояния с нарушенной речью. Страхи, кошмары, нарушенный сон, которые сопровождают травму, обычно уходят, а вот поражённая (искажённая) речь остаётся. В других случаях ребёнок отвечает на травму незамедлительно: двигательной бурей и истерикой, после чего у него начинаются проблемы с речью.
Как отреагирует подрастающий человек на стрессовую ситуацию, зависит от его индивидуальных особенностей. Но есть и общие закономерности: чем меньше ребёнок, тем легче нанести ему травму, чреватую заиканием. И, соответственно, чем он старше, тем грубее, жёстче, глубже должен быть психологический шок.
В семьях, где заикается кто-то из взрослых, у детей может развиться так называемое подражательное заикание. Ребёнок воспроизводит заикающуюся речь кого-то из родных либо по горячей любви к этому человеку, либо просто потому, что общается с ним больше других.
До 3-4 лет, в период формирования речи, речевой аппарат малыша не в состоянии воспроизвести натиск мыслей, обуревающих его, и это может привести к явлению аттерации, - когда, пытаясь высказать внутренне чётко сформулированную мысль, ребёнок без конца повторяет первый слог первого слова, усиленно артикулируя при этом (да-да-да-да-давай). Но стоит «процессу пойти» - и дальнейшая речь течёт плавно, без затруднений. Самого ребёнка это, как правило, не тревожит, и родителям тоже не следует обращать внимания на такую манеру разговаривать. И уж ни в коем случае они не должны требовать повторения фразы. Ситуация нормализуется сама собой в течение нескольких месяцев. Если же родители начнут делать из мухи слона и без конца одёргивать малыша, аттерация может перейти в заикание.
Заикание лечится, но при этом нужно чётко представлять себе, что полностью вылечить удаётся лишь от 5 до 7 процентов заикающихся. Все рекламные обещания стопроцентного результата совершенно не соответствуют действительности. Это не повод для отчаяния, поскольку нередко заикание проходит само собой.
Чем меньше ребёнок, тем больше вероятность, что речь у него наладится (после того, как травмирующий фактор будет снят). Только нужно помнить, что, даже если заикание прошло бесследно, речь у малыша так и останется слабым звеном и в неблагоприятных ситуациях может пострадать снова.
Примерно до 5 лет специальные логопедические занятия с заикающимися детьми нецелесообразны, хотя, конечно, есть смысл показать ребёнка специалисту. Он подскажет, как укрепить нервную систему малыша, пропишет витамины и успокаивающие средства, порекомендует целительный распорядок дня. Вне всякого сомнения, нужно лечить сопутствующие заболевания. Единственное, чего ни в коем случае делать нельзя – это фиксировать внимание самого ребёнка на его речевом дефекте.
Если к пяти годам заикание не проходит, придётся обращаться к специалистам – психоневрологам, психиатрам, невропатологам, логопедам. Существует множество методик, сочетающих психотерапию с дополнительными упражнениями – развитием мелкой моторики, дыхательной гимнастикой и т.д. Все они по-своему хороши и интересны.
Домашние меры
Родителям, которые действительно хотят помочь ребёнку с заиканием, ни в коем случае не следует зацикливаться на этом дефекте. Заикающийся ребёнок совершенно полноценен. Просто он нуждается в помощи, чтобы адаптироваться к своей речевой особенности. Если его любят, если с ним подолгу и всерьёз разговаривают, он и не подумает сомневаться в себе. Он примет себя со всеми своими достоинствами и недостатками. Именно эта спокойная, достаточно высокая самооценка поможет ему нейтрализовать насмешки сверстников. Очень хорошо, если малыш занимается спортом, - это поможет ему окрепнуть физически, укрепит нервную систему и, что немаловажно, расширит круг его общения.
Дома ребёнок с дефектами речи должен слышать только ясную, вразумительную, хорошо артикулированную речь. Ни в коем случае не надо настаивать, чтобы он повторял за взрослыми какие-то фразы: это бессмысленно и более того – вредно. Даже если у него что-то получится, всё равно через несколько минут он начнёт заикаться на тех же самых словах. Столь же неразумно говорить с заикающимся ребёнком по-особому – слишком медленно, слишком чётко. Интеллект у него ничуть не нарушен, он и без того отлично всё понимает.
При благоприятных обстоятельствах (умная семья, разносторонние интересы, любознательность, увлекательная работа) значимость заикания сама собой сходит на нет. Взрослый человек вообще может забыть об этом своём дефекте. Бывает и так, что заикание практически исчезает (становится заметным, лишь когда человек сильно волнуется). Поэтому лучшее, что могут сделать родители, - это любить своего малыша зоркой, внимательной, трезвой любовью и дать ему возможность вырасти уверенным в себе, здоровым, ясным человеком.

Консультация для родителей.
Причины возникновения дефектов речи у детей
Речь – сложная психическая деятельность. Новорожденный ребёнок сначала пассивно воспринимает комплексы звуков, поступающих из окружающего мира, но в результате в коре больших полушарий накапливаются условные связи (рефлексы), затем проторяются связи между зрительными, слуховыми, речедвигательными анализаторами, потом формируются слоги, слова, словосочетания. Вот почему с новорожденным нужно всегда разговаривать ласково, напевно, но не включать, оглушая, громкую музыку. Нежная музыка, стихи, ласковое пение развивают слуховое внимание, способствуют пониманию и развитию речи.
Безусловный звуковой фонд у ребёнка есть с рождения – это крик, чмокание. Период подражания сначала имеет механический (не совсем осмысленный) характер, затем появляется понимание. Ребёнок начинает понимать, кто и с какой стороны к нему обратился – бабушка, мама, папа или кто-то чужой – и по-разному реагирует: радуется, плачет, ищет глазами, откуда исходит звук.
Так как подражание и речь развиваются под контролем центральной нервной системы, то и речевые дефекты связываются с дефектами, недоразвитием и болезнями центральной нервной системы. Центральная нервная система – это головной мозг, спинной мозг, периферические нервы, это тончайший, сложнейший инструмент.
Закладку нервной системы можно наблюдать уже у двухнедельного зародыша в виде пластинки в массе зародышевого листка, а у четырёхмесячного зародыша намечается закладка борозд и извилин. К моменту родов головной мозг внешне является достаточно оформленным. Однако нормальное развитие человеческого организма в материнской утробе в отдельных случаях, а в последние годы довольно часто, может подвергаться различным вредностям, в результате чего возникают различные аномалии в формировании плода, вплоть до тяжёлых уродств.
Какие же вредности опасны для будущего потомства?
Первое – различные интоксикации (отравления): пищевые, медикаментозные, алкогольные, наркотические, химические; голодания; перенесённые внутриутробно мозговые заболевания (энцефалит, менингит). Выпитая беременной женщиной рюмка водки отравляет, уничтожает клетки мозга зародыша, а мозговые клетки, погибая, не восстанавливаются, значит, какая-то функция мозга будет у ребёнка нарушена или ослаблена. У пьющей женщины высока вероятность рождения умственно отсталого ребёнка с речевыми отклонениями. Алкоголизм, в том числе пивной, нарушает и процесс лактации (выработки грудного молока).
Каждый пятый мертворождённый ребёнок рождён курящей женщиной. Знают ли об этом молодые девушки, не вынимающие сигарету изо рта?
Вторая опасность – травмы. Во все времена беременную женщину оберегали от резких прыжков, тяжёлых работ, психических и физических травм. Женщина – штукатур-маляр на третьем месяце беременности работала и упала с лесов. В результате родился глубоко умственно отсталый ребёнок. Если центральная нервная система внутриутробно пострадала, значит, это повлияет на развитие слуховых, зрительных, речевых связей у ребёнка. Поэтому такие нарушения речи, как неумение читать, неумение воспринимать и различать звуки речи, связаны с дефектами, болезнями зародыша и младенческого плода.
Конечно, такие дефекты, как нарушение фонематического восприятия, исправляются, но для этого нужны длительные, упорные занятия с логопедом. Если ребёнок долго не может правильно сказать многосложное слово (парикмахерская), переставляет слоги (самолёт – масалёт), или когда у него долго не формируется грамматический строй речи (где лежит рука? – на плечо), если при чтении он постоянно не дочитывает слова, а значит, неточно воспринимает смысл текста – такому ребёнку нужна квалифицированная логопедическая помощь. Но всё-таки лучше избегать этих будущих недостатков у ребёнка, сберегая своё здоровье смолоду.
Желаю всем мамам быть благоразумными и здоровыми, а значит, счастливыми!

Консультация для родителей "Туалетные принадлежности, одежда"
МЛАДШАЯ ГРУППА
1. Покажите ребёнку туалетные принадлежности: мыло, зубную щётку, зубную пасту, полотенце, расчёску. Чётко произнесите их названия, расскажите и покажите ребёнку, для чего они нужны, как ими пользоваться. Поощряйте самостоятельность ребёнка и его желание повторять названия туалетных принадлежностей.
2. Умывая и причёсывая ребёнка, комментируйте свои действия. Поощряйте желание малыша повторять слова за вами.
- Мама умывает Диму.
- Мама вытирает Диме руки.
- Мама причёсывает Диму. И т.д.
3. Знаком ли ваш ребёнок с названиями предметов одежды? Умеет ли самостоятельно одеваться и раздеваться? Поощряйте самостоятельность ребёнка, тренируйте его в застёгивании и расстёгивании пуговиц. Это способствует развитию пальцевой моторики и в конечном итоге развитию речи. Помогая ребёнку одеваться и раздеваться, называйте предметы одежды, комментируйте свои действия:
- Наденем рубашку. Мама надевает Ване рубашку.
- Застегнём брюки. Мама застёгивает Ване брюки.
- Натянем носочки. Мама натягивает Ване носочки.
4. Учим ребёнка образовывать уменьшительные имена существительные. Поиграйте в игру с мячом «Ласковые имена», научите ребёнка образовывать имена по аналогии. Вы бросаете ребёнку мяч и произносите имя; ребёнок ловит мяч, произносит уменьшительно-ласкательное имя и возвращает мяч
Валя – Валечка
Таня, Рая, Соня, Аня, Даня
Люда – Людочка
Вова, Вера, Дима, Ира, Лара
Витя – Витенька
Петя, Костя, Маша, Вася
5.Развивать артикуляционный аппарат ребёнка вам поможет игра «Медвежата едят мёд». Предложите ребёнку представить себя медвежонком, а медвежата очень любят мёд. Предложите поднести ладонь поближе ко рту (пальцами от себя) и «слизывать» мёд – ребёнок высовывает язык и, не дотрагиваясь до ладошки, имитирует, что ест мёд. Затем, поднимая кончик языка, облизывает верхнюю губу (движением языка сверху вниз). После этого можно погладить животик по часовой стрелке (медвежонок наелся) и погудеть «У-у-у».

Консультация для родителей "Что растет в лесу?"
СРЕДНЯЯ ГРУППА

1.Побеседуйте с ребёнком о том, что в лесу растут ягоды и грибы. Ягоды растут на кустах или на веточках, грибы растут под деревьями, во мху, в траве.
2.Рассмотрите с ребёнком картинки с изображением лесных ягод. Обратите его внимание на цвет и форму ягод, на то, как они растут в лесу. Чётко произнесите названия ягод: малина, земляника, черника. Предложите произнести эти слова вместе с вами, а потом самостоятельно.
3.Побеседуйте с ребёнком о том, что можно приготовить из ягод. Если есть возможность, привлеките ребёнка к приготовлению блюд из них. Предложите рассмотреть, потрогать, понюхать, попробовать ягоды на вкус. Отработайте произношение существительных варенье, джем, компот, повидло. Закрепите в речи глаголы собирать, мыть, варить, готовить. Обогащайте речь ребёнка прилагательными красный, синий, мягкий, сочный, сладкий, кислый, ароматный, душистый.
4. Рассмотрите с ребёнком изображения мухомора, белого гриба, подберёзовика. Произнесите эти слова, предложите ребёнку повторить их вместе с вами, а потом самостоятельно. Объясните, что мухомор есть нельзя, потому, что это ядовитый гриб.
5. Побеседуйте с ребёнком о том, что можно приготовить из грибов. Если есть возможность, привлеките малыша к приготовлению блюд из грибов. Закрепите в активной речи глаголы чистить, жарить, солить.
6. Предложите ребёнку ответить на вопросы:
•Что растёт в лесу?
•Где растут ягоды?
•Где растут грибы?
•Какие ягоды ты знаешь?
•Какие грибы ты знаешь?
•Что готовят из грибов?
•Что готовят из ягод?
7. Прочтите ребёнку сказку «Война грибов». Выясните, что ему запомнилось.
8. Продолжаем работу по обучению ребёнка образованию уменьшительных существительных. Предложите ребёнку показать на себе и на кукле части тела и лица, называя части тела и лица куклы «ласково».
Голова – головка
шея, спина, живот
Лоб – лобик
нос, рот, грудь
Рука-ручка
ресницы, колено, глаз
9.Чтобы развивать речевое дыхание ребёнка, дуйте с ним на пушинку, на мыльные пузыри (главное – не надувать при этом щёки, дуть губами).

Консультация для родителей "Овощи"

СТАРШАЯ ГРУППА

1.Выясните, понимает ли ребёнок, что овощами мы называем плоды, растущие в земле и на земле в огороде, парнике, теплице. Пусть он перечислит известные ему овощи. Можно усложнить задание, предложив вспомнить все овощи жёлтого цвета (репка, репчатый лук, перец, тыква), красного цвета (помидор, редис, свекла, перец), зелёного цвета (салат, горох, зелёный лук). Сможет ли ребёнок вспомнить название оранжевого овоща (морковь) и фиолетового овоща (баклажан)?
2. Поиграйте с ребёнком в игру с мячом «Один – много» (вы называете овощ в единственном числе и бросаете ребёнку мяч, ребёнок ловит его и называет этот же овощ во множественном числе):
•Огурец – огурцы.
•Кабачок – кабачки.
•Баклажан – баклажаны.
•Помидор – помидоры.
3. Можно поиграть с мячом в игру «Назови ласково»:
•Помидор – помидорчик.
•Морковь – морковочка.
•Лук – лучок.
•Горох - горошек.
4. Расскажите ребёнку, из каких овощей готовят салаты, борщ, щи. Привлеките
его к приготовлению блюд из овощей, а потом задайте вопрос:
- Какие овощи ты положишь в суп (борщ, щи, салат)?
5. Потренируйте ребёнка в образовании относительных прилагательных. Поиграйте в игру с мячом «Весёлый повар». Вы бросаете ребёнку мяч и говорите из чего нужно приготовить блюдо. Ребёнок ловит мяч, образует словосочетание с относительным прилагательным и возвращает мяч вам. Например:
•Сок из моркови – морковный сок.
•Салат из свеклы – свекольный салат.
•Икра из кабачков – кабачковая икра.
•Котлеты из картофеля – картофельные котлеты.
6. Прочитайте ребёнку русскую народную сказку «Вершки и корешки». Спросите, что он может сказать о мужике и о медведе. Каким был каждый из них?
7. Обучаем ребёнка порядковому счёту, упражняем в образовании порядковых числительных, учим отвечать на вопрос «Который по счёту?». Используем для проведения упражнения натуральные предметы, предметные картинки, рисунки, сделанные вместе с ребёнком.
Первая чашка, вторая чашка, третья чашка,...десятая чашка.
Первый мяч…
Первое ведро…

Консультация для родителей "Осенние дары"

ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ К ШКОЛЕ ГРУППА

1. Помогите ребёнку запомнить, что в осени можно выделить два периода: ранняя осень и поздняя осень. Расскажите ребёнку о том, чем эти периоды характеризуются.
•Ранней осенью ещё тепло, часто светит солнце, дожди идут редко. На деревьях краснеют и желтеют листья, поэтому раннюю осень называют золотой. В парках и садах ещё цветут астры, георгины, бархатцы и другие осенние цветы. На полях и в садах убирают урожай овощей и фруктов. В лесах собирают бруснику, клюкву, грибы. Перелётные птицы собираются в стаи и готовятся к отлёту на юг.
•Поздней осенью становится холодно, солнце светит всё реже и уже совсем не греет, часто идут холодные моросящие дожди. Деревья сбрасывают последние листья. Засыхают трава и цветы. Заканчивается отлёт птиц.
2. Объясните ребёнку, что вы хотите проверить, какая у него память. Ему нужно вспомнить как можно больше названий овощей, рассказать вам, где овощи растут. Конечно же, ребёнок без труда вспомнит, что овощи выращивают в огородах, на полях, в теплицах, и сможет перечислить не менее десяти названий овощей: картофель, морковь, свекла, репа, редис, помидор, огурец, кабачок, баклажан, лук.
3. Предложите ребёнку разделить названия овощей на слоги: кар-то-фель, мор-ковь, свек-ла, ре-па, по-ми-дор, о-гу-рец, ка-ба-чок, бак-ла-жан. Напомните: в слове столько слогов, сколько гласных звуков.
4. А вот слово лук предложите ребёнку для звукового анализа. Напомните ему, что звуки бывают гласными и согласными. Гласные звуки произносятся легко, их можно петь: воздушная струя проходит без преград. Согласные звуки петь нельзя; некоторые из них можно тянуть, другие произносятся коротко. При произнесении согласных звуков воздушная струя всегда встречает преграду. Для того, чтобы ребёнок произвёл звуковой анализ слова (это умение ему очень пригодится в школе), задайте следующие вопросы:
•С какого звука начинается слово лук? (Обязательно произнесите слово, акцентируя звук *Л*.)
•Какой звук слышится вторым? (Акцентируйте произношение звука *У*.)
•Каким звуком заканчивается слово? (Выделите при произнесении звук *К*)
•Сколько всего звуков в слове? (Три.)
•Сколько в слове согласных звуков? Какие звуки согласные? (Два согласных звука: *Л*, *К*.)
•Сколько в слове гласных звуков? Какой звук гласный? (Один гласный звук *У*.)
•Почему в слове только один слог? (Потому что один гласный звук.)

Консультация для родителей "Новый год"

МЛАДШАЯ ГРУППА

1.Знает ли ваш малыш, какой праздник приближается? Знаком ли он со словами Новый год, Дед Мороз, ёлка? Поупражняйте ребёнка в произношении этих слов. Привлеките малыша к украшению ёлки. Похвалите его, если он будет называть ёлочные игрушки.
2.Используя ёлочные игрушки, поиграйте с малышом в игры «Что исчезло?», «Что появилось?», «Что поменялось местами?»
Положите перед малышом три ёлочные игрушки, например шар, шишку, снежинку. Предложите ребёнку показать и назвать их. Попросите малыша отвернуться и в это время поменяйте шар и шишку местами. Когда ребёнок повернётся обратно, спросите его, что поменялось местами. Если ему трудно сказать, пусть хотя бы покажет.
3.Слепите ёлочку из пластилина и предложите малышу украсить её пластилиновыми шариками. Покажите, как нужно лепить шарики. Из кусочка пластилина скатайте между ладонями колбаску. Отщипните от неё кусочек и скатайте из кусочка шарик. Предложите малышу сделать это самостоятельно. Упражнение способствует развитию пальцевой моторики.
4.Развиваем артикуляционный аппарат ребёнка с помощью упражнения «Маятник». Расскажите, что у некоторых часов есть маятник. Он качается, и поэтому часы ходят. Если маятник остановится, встанут и часы.
- Твой язычок будет маятником. Открой пошире рот. Язык будет ходить между зубами вправо-влево (покажите).
Упражнение повторяется 3 раза и после небольшого отдыха проводится вновь.
5.Продолжаем работу по обучению ребёнка образованию уменьшительных существительных. Предложите ему показать на себе и на кукле части тела и лица, называя части тела и лица куклы «ласково»:

Голова – головка лоб – лобик рука – ручка
Шея - нос - ресницы -
Спина - рот- колено -
Живот - грудь - глаз -

Консультация для родителей "Время года - Зима"

СРЕДНЯЯ ГРУППА

1.Побеседуйте с ребёнком о времени года, которое наступило. Закрепите ответ на вопрос:
-Какое сейчас время года?
- Сейчас зима.
Потренируйте ребёнка в произношении слов сугроб, снежинка, сосулька, снегопад, хлопья.
2.Рассмотрите с ребенком снег и лед, помогите их сравнить. Предложите повторить за вами:
Снег белый, пушистый, холодный, мягкий. Лёд гладкий, блестящий, твёрдый.
3. Побеседуйте о предстоящем празднике. Расскажите о том, что это праздник наступления нового года. Выясните, помнит ли малыш, кого ждут в этот день с подарками все дети. Предложите ему повторить вслед за вами слова и словосочетания: Новый год, ёлка, Дед Мороз, Снегурочка, праздник, хоровод, подарки.
4. Привлеките малыша к украшению ёлки. Рассмотрите с ним ёлочные игрушки. Помогите рассказать, какие они. Отработайте произношение прилагательных лёгкий, блестящий, хрупкий, яркий, стеклянный.
5.Учим ребёнка образовывать форму множественного числа имён существительных. Проведите игру с мячом «Один и много». Вы называете один предмет и бросаете ребёнку мяч, а он называет много предметов и возвращает вам мяч:
стакан – стаканы слива - сливы кольцо – кольца
огурец - кофта- ведро -
помидор - шуба - окно -
стол - шапка - лицо -
шкаф - чашка- яйцо -
мяч - ложка - полотенце -
6.Развиваем артикуляционный аппарат ребёнка с помощью упражнения «Маятник». Расскажите, что у некоторых часов есть маятник. Он качается, и поэтому часы ходят. Если маятник остановится, встанут и часы.
- Твой язычок будет маятником. Открой пошире рот. Язык будет ходить между зубами вправо-влево (покажите).
Упражнение повторяется 3 раза и после небольшого отдыха проводится вновь.

СТАРШАЯ ГРУППА

1.На прогулке понаблюдайте с ребёнком за зимними изменениями в природе. Помогите ему запомнить приметы зимы:
•земля покрыта снегом, а реки и озёра – льдом;
•стало холодно, на улице мороз;
•дуют сильные ветры, часто бывают метели, снегопады;
•ночи стоят длинные, а дни – короткие;
•люди надели тёплую зимнюю одежду;
•дети катаются на санках, лыжах, коньках, лепят снеговиков, строят снежные крепости, играют в снежки.
2.Выясните, помнит ли ребёнок, что птицы, которые зимуют у нас, называются зимующими. Во время прогулки в парке понаблюдайте за зимующими птицами: вороной, сорокой, воробьями, голубями, дятлом, синицами, снегирями, клестами, щеглами. Побеседуйте о том, чем можно подкормить птиц зимой.
3.Помогите ребёнку сделать кормушку и организовать столовую для птиц за окном или во дворе.
4.Предложите ребёнку придумать рассказ-описание о любой ёлочной игрушке по плану. Например:
•Это ёлочная игрушка – шарик. Он большой, круглый, стеклянный, блестящий, красный. На нём нарисованы белые снежинки.
5.Поиграйте в игру с мячом «Какой? Какое? Какая?». Вы бросаете ребёнку мяч и говорите, из чего сделана игрушка; он ловит мяч, образует словосочетание с относительным прилагательным и возвращает мяч вам.
•Шарик из стекла. – Стеклянный шарик.
•Флажок из бумаги. – Бумажный флажок.
•Кораблик из картона. – Картонный кораблик.
•Снеговик из ваты. – Ватный снеговик.
6.Предложите ребёнку вставить в предложения «маленькие слова» (предлоги).
Дедушка сидит в кресле.
Книги лежат … полке.
Щенок залез … кровать.
Дерево растёт … забора.
Солнце поднялось … морем.
Розы цветут … высоким забором.
Листья облетают … деревьев.

ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ К ШКОЛЕ ГРУППА

1.Выясните, знает ли ваш ребёнок, какое время года наступило. Задайте ему вопросы о зиме и объясните, что отвечать нужно полными предложениями. Например:
- Какое сейчас время года?
- Сейчас зима.
- Почему ты так думаешь? Перечисли все приметы зимы.
- На улице мороз, земля покрыта снегом, снег лежит на ветках деревьев и на крышах домов, водоёмы подо льдом. Люди надели тёплую зимнюю одежду. Дети катаются на санках, лыжах и коньках, лепят снеговиков и играют в снежки. Прилетели снегири.
2. Спросите, знает ли ребёнок названия зимних месяцев. Следующее четверостишие поможет их запомнить:
Декабрь, январь, февраль
Проходят чередой
С морозом, со снежком,
С Рождественской звездой.
3. Помогите ребёнку подобрать как можно больше прилагательных к каждому существительному.
•Снег (какой?) – белый, мягкий, чистый, лёгкий, пушистый, холодный.
•Лёд (какой?) – гладкий, блестящий, холодный, твёрдый.
•Сосулька (какая) - твёрдая, гладкая, холодная, острая, блестящая.
•Снежинка (какая?) – белая, лёгкая, узорная, красивая, холодная, хрупкая.
•Сугроб (какой?) - …
4.Предложите ребёнку задание для проверки фонематического слуха. Сможет ли он из перечисленных в предыдущем задании существительных выбрать слова, начинающиеся со звука [С] (снег, снежинка, снеговик, сугроб)? Определит ли, с какого звука начинается слово лёд? (С мягкого согласного звука [Л”].)
5.Побеседуйте с ребёнком о приближающемся празднике, погуляйте по городу и полюбуйтесь его праздничным убранством. Обратите внимание ребёнка на иллюминацию, гирлянды, наряженные ёлки. Привлеките его к украшению ёлки дома, к подготовке подарков и сюрпризов всем домашним.
6. Предложите ребёнку ответить на вопрос «Почему ты любишь новогодний праздник?» Отвечая, пусть он использует сложноподчинённое предложение, начав со слов: Мне нравится новогодний праздник, потому что…

ВложениеРазмер
Машина - это не би-би-ка.doc81 КБ