Психологическое развитие детей 4-5 лет


Ребенок от 4 до 5 лет знает, может, умеет:
•находить отличия между сходными картинками;
•складывать паззлы, разрезные картинки, мозаику, конструктор по образцу;
•собирать пирамидки, коробки форм (вкладыши с разными геометрическими формами);
•запоминать и рассказывать небольшие стихи, сказки, потешки, загадки;
•понимать, почему нельзя что-либо делать и объяснять это доступно (знание правил безопасного поведения в помещении и на улице);
•уметь вести беседу: отвечать на вопросы, самостоятельно задавать встречные вопросы;
•знать свои полные фамилию, имя и отчество, свой возраст и город проживания...
В области математики:
•знать все цифры от 0 до 5, называть их в правильной последовательности и в обратной, уметь считать предметы до 5-и;
•знать основные геометрические фигуры и уметь их правильно показывать (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник и овал);
•выражать в речи расположение предметов в пространстве, одного предмета относительно другого, пользоваться предлогами и наречиями: справа, сверху от…, рядом с…, около, в, на, за )
В области окружающего мира:
•знать времена года и их приметы;
•уметь называть обобщающим словом группу предметов (корова, лошадь, коза - домашние животные; зима, лето, весна, - времена года; кружка, тарелка, ложка – посуда, шуба, куртка, пальто – верхняя одежда и т.д.);
•находить лишний предмет в каждой группе (игра «Четвертое лишнее»);
•находить пару каждому предмету (колесо – машина, яблоко – яблоня, гриб - лес);
•различать домашних и диких животных (животные нашего леса, Африканские и морские обитатели), птиц, овощи, фрукты, цветы, ягоды;
•транспорт: грузовой, легковой, пассажирский, специальный;
•знать элементарные правила поведения на дороге, в транспорте;
Что еще должен уметь ребенок в возрасте от 4 до 5 лет:
•самостоятельно застегивать и расстегивать пуговицы, молнии;
•уметь хотя бы развязывать шнурки;
•отлично обращаться с ложкой и вилкой;
•уметь проводить прямые линии и ровные круги;
•раскрашивать картинки не выходя за их границы контура;
•различать правую и левую руку, правую и левую ногу;
•вырезать ножницами фигуры разных форм.
Учим ребенка вырезать ножницами. Умение вырезать ножницами очень хорошо развивает мелкую моторику рук, а, следовательно, положительно влияет на развитие речи малыша.
Выбираем ножницы для ребенка. К выбору ножниц для малыша нужно подойти со всей ответственностью. Главным критерием должны служить безопасность и удобство. Маленькие и почти игрушечные ножницы с ручками в виде животных для обучения вырезанию не подойдут. Они должны быть самые что не на есть настоящие. Выберете в канцелярском магазине ножницы среднего размера с тупыми концами на лезвиях. Хорошо если ручки у ножниц будут резиновыми - они мягче и не скользят. Ну и, конечно, колечки у ручек ножниц должны подходить по размеру малышу. Лучше если одно колечко будет круглое (для большого пальчика), а вот другое удлиненное (для указательного и среднего пальчика). Так ребенку будет легче, иначе пальчики разбегутся во все стороны.
Начинаем резать бумагу. Наш малыш научился открывать и закрывать ножницы и при этом держать их прямо. Пора начинать пробовать резать бумагу. Начинать лучше с нарезания полосок. Дайте ребенку узкую прямоугольную заготовку цветной бумаги, сложенную пополам. Пополам сложенная бумага плотнее, а значит, ее труднее порвать не правильными движениями ножниц. Затем покажите, как нужно нарезать полоски. А уже из этих полосок с помощью клея-карандаша можно быстро смастерить цветок, гирлянду (они же бусы) и даже целую елку. Так же можно сделать объемную аппликацию травы. Для этого полоску зеленого цвета надрезаем c одного края не до конца и приклеиваем на край альбомного листа. А детали можно дорисовать фломастерами.
Вырезаем предметы по контурам. Как только малыш освоился с нарезанием полосок, можно пробовать вырезать по контурам. Для начала выбираем простые контуры с четкими линиями, например, геометрические фигуры. Сначала квадрат или прямоугольник, затем треугольник или трапецию и только потом - круг. Затем можно пробовать вырезать более сложные фигуры. Вырезанные фигурки так же используйте в аппликациях.
Техника безопасности. Как только вы приняли осознанное решение дать ребенку ножницы, нужно сразу объяснить ему, что ножницы - это не игрушка. Пользоваться ими нужно только по назначению и только за столом. Ниже описаны основные правила безопасности использования ножниц. Обязательно обсудите и выучите эти правила вместе с ребенком!
- Ножницы нельзя брать без разрешения!
- Ножницы нельзя класть на край стола, они могут упасть и поранить
- Ножницы нельзя оставлять в открытом виде
- Нельзя проводить руками по открытым лезвиям ножниц, они острые и можно пораниться
- Ножницы нельзя передавать лезвиями вперед
- Ножницы нужно хранить в подставке ручками вверх
- Ножницы нельзя держать лезвиями вверх или по направлению к себе, можно наткнуться и пораниться
- Ножницами нельзя вырезать на ходу! Только сидя за рабочим столом!
Это основные правила безопасности, которые вы должны объяснить ребенку перед началом работы с ножницами. Вы же сами должны помнить, что маленького ребенка нельзя оставлять одного с ножницами в руках, особенно если он у вас не один. Такую роскошь можно позволить себе только ближе к школьному возрасту.
Желаю удачи и творческих идей!!!
Итак, у вашего ребенка уже заложен фундамент интеллекта и именно этот возраст является 1-ой ступенью при подготовке к школе.
К пяти годам уже возможно оценить характер ребенка и его индивидуальность, способность к творчеству или же «уход от деятельности». Один малыш «творит» не уставая, едва переступив порог детского сада, целый день без передышки, пытаясь воплотить фантазию в реальность. А другой - без всякой цели может болтаться целый день. Понаблюдайте за своими детьми в выходные дни – как они себя занимают, какие игры предпочитают. Спросите у своих воспитателей, в какие игры играет ребенок в детском саду и делайте выводы.
К 5-ти годам активно развивается фантазия и воображение. Малыш способен сочинять не только сказки. Он способен пересказать книгу или фильм - и это уже качественно новая ступень в его развитии.
Ребенок в этом возрасте уже имеет собственное мнение и может объяснить, кто из героев нравится ему и почему.
Развивайте наблюдательность, восприятие окружающего мира. Учите устанавливать причинно-следственные связи, учите отличать существенное от второстепенного