Рубрику "Музыкальный калейдоскоп" ведет музыкальный руководитель высшей квалификационной категории, Овчинникова Валентина Ивановна

МУЗЫКА И РЕЧЬ

Сегодня, как я и обещала, мы поговорим о так называемых молчунах и способах их «разговорить» на музыкальных занятиях.
Проводя с детьми музыкальные занятия, мы берём в поле зрения не столько их голос, который начинает лишь оформляться, сколько их речь, музыкальный слух, музыкальную память и внимание.
Сначала анализируем все положительные и отрицательные стороны артикуляционных навыков ребёнка и в зависимости от них строим дальнейший план занятий. У старших дошкольников в большинстве случаев механизмы речи ещё не закреплены в той мере, в какой это требует сигнальная система, а нередко даже закреплены неправильно, что обязывает нас обращать внимание на культуру речи ребёнка и стараться проводить с ним небольшие беседы, приучающие не только к хорошему произношению слов, но и к правильному построению речи. Такие беседы соответствуют предлагаемой на занятии теме.
Приведу примеры. Перед прослушиванием в средней группе пьесы Д.Б. Кабалевского «Клоуны» спрашиваем: «Кто из вас был в цирке? Кто вас там смешил? Как? Что больше всего понравилось? Почему?». Завязывается доверительная беседа. Все дети хотят поделиться впечатлениями о посещении цирка, в беседе принимают участие даже самые застенчивые. И здесь в беседу вступают даже «молчуны». В дальнейшем все с удовольствием слушают новую песню и активно включаются в процесс разучивания.
Такие диалоги и коллективные беседы дают материал для скорейшего ознакомления как с положительными и отрицательными речевыми данными ребёнка, так и с культурой и подвижностью речи на этом этапе его развития. Обнаруженные у детей недостатки — дефективные согласные, нечёткие гласные, искажение окончаний слов, крикливость, открытость звучания, слабая музыкальная память, робость, излишняя подвижность, свидетельствующая о повышенной возбудимости ребёнка — берутся под наблюдение и устраняются.
Ввиду того, что дети скорее запоминают музыку в сопровождении слова, мы во всех возрастных группах начинаем разучивание песни сразу со словами. При этом каждая фраза многократно повторяется. Ребёнок должен не только правильно и чётко произносить слова, но и хорошо понимать их значение для умения вызывать у себя кроющиеся за словом представления. В зависимости от того, какие трудности встречаются в песне, какие согласные требуют отработки, какие гласные прозвучали неправильно или нечётко, на дальнейших занятиях при работе над песней на них фиксируется внимание.
На первый план здесь выходит пример взрослого: координация движений речевых органов — губ, языка, голосовых связок, владение правильным дыханием, чёткой дикцией.
Смазанное, неясное пение — это следствие вялых, неэнергичных движений губ и языка, малой подвижности нижней челюсти, отчего недостаточно открывается рот и нерасчленённо звучат гласные. Чёткое же произношение слов зависит в первую очередь от правильного произношения гласных, а затем — от произношения согласных звуков.
Во время разучивания песен постоянно используем дидактические игры.
Чередуем индивидуальное (одиночное) чтение (проговаривание) куплетов с хоровым.
Начиная с младшего возраста мы на каждом занятии стараемся активизировать у детей речевую деятельность, опираясь всегда на игровые мотивы. Здесь на первый план ставим диалог малыша со взрослым, установление между ними контакта, доверительных отношений. Первая игра всегда «Кто у нас хороший?», (сл. и муз. С. Галкиной). Она строится на вопросе музыкального руководителя и ответе ребёнка. Протягивая руки любому ребёнку, он спрашивает:
Кто, кто у нас, кто у нас хороший?
Кто, кто, кто у нас, кто у нас пригожий?
В ответ ребёнок звонко, чётко называет своё имя. Игра активизирует речь у всех без исключения: стеснительных, молчаливых, смелых, уверенных…
Игра «Всё делаем сами» С. Галкиной (первая младшая группа) — второй шаг в освоении речи. Снова диалог музыкального руководителя с каждым ребёнком индивидуально.
Постоянно стимулируем желание выполнять игровые действия, соответствующие содержанию знакомых песен, сказок, потешек.
Ладушки, ладушки!
Пекла бабушка оладушки.
Маслом поливала,
Детушкам давала:
Даше два, Паше два,
Ване два, Тане два.
Хороши оладушки
У нашей бабушки.
Во время пения учим детей протягивать ударные слоги в словах «ладушки», «оладушки», «поливала», «давала», «Даше », «Паше», «Ване», «Тане» акцентируя внимание на правильное произношение гласных в пропевании имён. Песню осваиваем в игре.
У детей пополняется багаж новых слов: жанры (марш, колыбельная, танец), характер музыки (высоко, низко, ритм, оркестр, хор, солист, дирижёр), инструменты (баян, бубен, труба, скрипка, барабан, балалайка, бубен, металлофон, ксилофон, пианино, гитара).

Уважаемые родители, задавайте вопросы на сайте нашего детского сада. Постараемся ответить на любые интересующие вас темы.
С уважением Овчинникова В.И., музыкальный руководитель.

МУЗЫКА И РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ

Музыкальное воспитание является частью всего педагогического процесса и не проходит в отрыве от него. Музыка и речь неразделимы.
Уважаемые родители, знакомя детей с песнями, музыкальными сценками, мини-спектаклями, во время бесед о музыке, композиторах, при подготовке к праздничным утренникам, досугам, при разучивании стихотворных перекличек и т.д. мы постоянно работаем над такими компонентами языка и речи, как:
•развитие словаря;
•обучение рассказыванию и чтению стихов;
•формирование диалогической речи;
•ознакомление с литературой и поэзией (как русской, так и белорусской);
•воспитание культуры речевого общения;
•развитие дыхания.
Дети разные по своему характеру, темпераменту, развитию, воспитанию. Одни замкнутые, другие застенчивые, неуверенные в себе, «молчуны», с трудом идущие на контакт, а есть и просто равнодушные, безразличные. Мы стараемся «снять» с их лиц неуверенность, сосредоточенность, тревогу, мимическую скованность, постоянно активизируем их внимание, пытаемся увлечь, заинтересовать.
Есть дети чрезмерно активные. Их речь быстрая, нечёткая, дыхание без пауз, говорящие как бы «взахлёб». Часто, не дослушав музыку до конца, выкрикивают ответ (не всегда правильный) или перебивают товарища. У таких детей не сформирована культура речевого общения, разговорная (диалогическая) речь, отсутствует умение строить фразы.
В следующий раз поговорим о так называемых "молчунах" и способах их разговорить.

Как увлечь ребенка музыкой?
Уважаемые родители, многие из вас, наверно, задаются вопросом:" Как, не имея музыкального образования, не умея играть и не зная нот, увлечь ребёнка музыкой, заинтересовать музыкальными инструментами? С чего начать и чем продолжить?".
Сегодня мы с вами поговорим на эту тему. Какая музыка занимает в вашей жизни ощутимое место сейчас? Что вы, может быть, хотели бы изменить? Чему научиться? С чем познакомиться сами? Исходя из ответов на эти вопросы, вы сможете сформулировать и то, с чем вы хотите познакомить малыша. Что так же важно, как и понять, с чем он сам хотел бы познакомиться поближе.
Включать детям «классику для малышей» – модное занятие. В действительности это зачастую довольно специфическая музыка, не передающая всего богатства и многообразия . Ни в музыке, ни в освоении речи сюсюкание не приносит пользы, хотя дети, разумеется, не ко всему готовы сразу: что-то для малыша будет слишком сложным, грубым, далёким от его текущих нужд и возможностей. Моя практика показывает, что дети с интересом слушают короткие музыкальные произведения (или под них танцуют, или лазят в спортивном уголке) самого разного рода. Фольклорные песни и танцевальные мелодии народов мира, кантри, фрагменты оперных увертюр или арий; пение а капелла и колокольные звоны; достойные образцы разноязычной эстрадной музыки; композиции, написанные для древних перкуссионных инструментов, для средневековых (как ситар или клавесин) или для ровесников века (как ханг) – всё это богатство стоит предложить к ознакомлению, но не навязывать.
Что касается самостоятельного музицирования, то в раннем возрасте это больше процесс познания свойств мира и возможность как-то себя проявить, как-то повлиять на мир. Одних детей это захватывает, другие остаются равнодушными, например, предпочитая вслушиваться в далёкие звуки от действий и предметов, которые невозможно видеть: шум машин за окном, звуки строительных работ у соседей, шум воды в стоке… Практически у всех детей вызывает интерес «материаловедение для самых маленьких»: одинаково ли звучат деревянная миска и металлическая кастрюля, если по ним ударить ложкой; почему не шумит подушка; как журчит вода, когда включена тонкая струйка, а как – когда плещет сильный напор… Будоражат любопытство странные звуки: трещотка, свистулька, скрип губки при вытирании, хруст снега, треск растаптываемого ледка. Не у всех положительную, но почти у всех сильную эмоциональную реакцию вызывает, например, вибрация в руках заводной игрушки, чувство на грани звука и тактильного ощущения.
Играть красиво даже на самом примитивном музыкальном инструменте – нелегко, что огорчает малыша. А вот покрутить музыкальную шкатулку или потрясти неваляшку – интересно. Музыкальные инструменты перестанут быть «шумелками» наравне со звуковыми свойствами других предметов ближе к трём годам. Тогда, наблюдая за проявлением интереса у ребёнка, можно предложить знакомство с подходящими музыкальными инструментами в том качестве, в каком они существуют в наших взрослых глазах. Но лучше быть морально готовыми к тому, что это может оказаться ребёнку неинтересно. Не все люди – музыканты, и даже не все – слушатели, в жизни которых музыка занимает серьёзное место. Но чтобы узнать, каков именно ваш ребёнок, разумеется, необходимо предоставить ему некоторый спектр возможностей и посмотреть, что он станет с ними делать.

Уважаемые родители!
Я познакомила Вас с некоторыми развивающими играми для самых маленьких ребят, но не секрет, что всё чаще встречаются дети, которые начинают разговаривать значительно позже своих сверстников. Как помочь таким детям? Конечно, это, прежде всего, работа логопеда. Однако, на музыкальных занятиях, используя артикуляционную гимнастику, мы тоже помогаем таким детям решить возникшие проблемы. Итак, поговорим сегодня об артикуляционной гимнастике. Вот один из примеров:
Артикуляционная гимнастика (3 – 7 лет)
(в форме сказки «Путешествие язычка»)
Для того, чтобы дети не потеряли интерес на первых двух упражнениях, необходимо облачить их в сказочную форму. Слушая сказку, дети становятся не только исполнителями упражнений, но и активными участниками сказочного путешествия язычка. Они «путешествуют» вместе с язычком и знакомятся со всеми частями речевого аппарата: язычком, губами, зубами, щеками, с небом.
В этой работе достигается главное: детям интересно, понятно, нетрудно. Артикуляционная гимнастика помогает:
— устранить напряжение и скованность артикуляционных мышц;
— разогреть мышцы языка, губ, щек, челюсти, обеспечивая им наибольшую подвижность;
— развить мимику, артикуляционную моторику;
— развить выразительную дикцию.
Проснулся однажды Язычок,
а вокруг темно и страшно. - рот закрыт
Стал он выход искать.
В одну Щечку постучал, - «проткнуть» языком щеку
в другую, не открываются. - «проткнуть» языком другую щеку
«Толкну - ка я посильнее!» -
подумал Язычок и стал толкать
сначала одну - «проткнуть» языком щеку
Щечку, а потом и другую. - «проткнуть» языком другую щеку
Выхода не было. Решил тогда
Язычок поис¬кать выход в другом
месте и ткнул сначала верхнюю, - «проткнуть» языком верхнюю губу
а затем и нижнюю Губу. - «проткнуть» языком нижнюю губу
В это время Ротик зевнул и открылся. – зевнуть
Язычок увидел выход и направился
к нему, но Зубки не пропустили его,
а стали тихонько покусывать. - покусать кончик языка
«Что вы делаете? Почему вы меня кусаете?!»
возмутился Язычок. А Зубки ответили:
«Мы сегодня еще ничего не жевали». - пожевать язык боковыми зубами
И стали жевать Язычок
сначала с одной стороны,
а потом и с другой. - пожевать язык с другой стороны
И с правой, - пожевать язык справа
и с левой стороны - пожевать язык слева
он оказался невкусным.

Язычок снова попытался - покусывая всю поверхность язы-ка, высовывать его вперед и убирать назад
протиснуться между Зубками, но
они продолжали его покусывать.
Язычок спрятался за Зубами.
А Зубки не унимались и -закусить изнутри щеки боковыми зубами
продолжали жевать.
Они пожевали нижнюю Губу, а - покусать нижнюю губу по всей длине
затем и верхнюю. - покусать верхнюю губу
Нижняя Губа обиделась, - оттопырить нижнюю губу,
а верхняя улыбнулась - поднять верхнюю губу, обнажив верхние зубы
(ей было немного щекотно).
Язычок смотрел на Зубки и думал:
«Почему они такие сердитые?
Может, оттого, что сегодня ещё
никто не сделал им ничего приятного?» - провести языком между губами и верхними зубами, как бы
Язычок принялся очищая их
мыть сначала верхние,
а потом и нижние Зубки. - провести языком между губами и нижними зубами
И еще раз верхние и, - провести языком между губами и конечно же, нижние зубки. зубами
Зубки посмотрели в зеркальце - растянуть губы в улыбке,обнажить зуб
и промолвили: «Ах, какая чистота!
Ах, какая красота! Спасибо тебе,
Язычок! Мы больше
не будем тебя кусать».
После того как дети «инсценировали» путешествие язычка, хорошо запомнили весь текст и очередность артикуляционных действий, можно перейти к стихотворной форме артикуляционной гимнастики.

ПАЛЬЧИКОВЫЕ И ДВИГАТЕЛЬНО-РЕЧЕВЫЕ ИГРЫ

Уважаемые родители!
Как я и обещала, продолжаю знакомить Вас с развивающими играми для самых маленьких. Сегодня мы познакомимся с пальчиковыми и двигательно-речевыми играми.
Пальчиковая игра «Прогулка».
Вышли пальчики гулять, Пальцы обеих рук дети сжимают в кулаки,большие пальцы опу¬щены вниз и как бы
прыжками двигаются по бедру к колену;
А вторые догонять. Выполняют ритмичные движе¬ния указательными пальцами;
Третьи пальчики бегом, Движения средних пальцев в бы¬стром темпе;
А четвертые пешком, Медленные движения безымян¬ных пальцев по направлению к коленям;
Пятый пальчик поскакал Ритмичные касания мизинчика¬ми по бедрам;
На тропиночке упал! Хлопок обеими ладонями по ко¬леням.
Пальчики погуляли, а теперь пошли гулять ножки.
Двигательное упражнение «Большие и маленькие ноги».
Ходят в медленном темпе, четко опуская ногу на всю стопу.
Большие ноги
Шли по дороге:
Топ-топ-топ,
Топ-топ-топ.
Бегут на носках с остановкой на последнее слово.
Маленькие ножки
Бежали по дорожке:
Топа-топа-топа-топ,
Топа-топа-топа-топ.
Двигательное упражнение «Воробьишка»
Шустро скачет воробьишка (прыгать по кругу на обеих ногах)
Птичка – серая малышка
По двору шныряет (выполнять по два поворота головы вправо-влево на каждую строчку)
Крошки собирает.
Пальчиковая игра «Дружба»
Дружат в нашей группе Дети сжимают и разжимают пальцы.
Девочки и мальчики.
С вами мы подружимся Ритмично соединяют пальцы
Маленькие пальчики. обеих рук.
Раз, два, три, четыре, пять. Поочередно соединяют пальцы на обеих руках, начиная с ми¬зинца.
Начинай считать опять: Руки вниз, встряхивают кистями.
Раз, два, три, четыре, пять — Поочередное соединяют пальцы.
Мы закончили считать. Встряхивают кистями.

Уважаемые родители!
Сегодня мы с вами в нашей рубрике "Вопрос-ответ" обсудим следующий вопрос: Мой ребёнок любит играть с музыкальными инструментами, подскажите несколько сказок о музыкальных инструментах?
Уважаемые родители, спасибо за этот вопрос. Дети действительно любят играть на музыкальных инструментах.
Музыкальные инструменты тоже умеют вершить чудеса. А как им это удаётся? Давайте прочитаем об этом несколько сказок Ириса Ревю
«Быль-небыль про музыкальные инструменты».
В далёком царстве, в предалёком государстве жил-был мальчик Витя. Хороший такой мальчишка: вежливый, умный, весёлый. Но был у него один недостаток. Он с трудом просыпался утром. Никак не хотелось ему покидать теплый мир сна.
В детской комнате, где спал Витя, жили музыкальные инструменты: скрипка, барабан и дудочка. Каждое утро музыкальные инструменты с тревогой наблюдали за тем, с каким трудом просыпается Витя.
И однажды они придумали вот что: утром, когда мама придёт будить Витю, сыграть для мальчика красивую мелодию. Нужно заметить, что музыкальные инструменты были умными, и они хорошо знали, что музыка умеет творить чудеса.
Наступило утро. Ласковое солнышко не забыло заглянуть к Вите в комнату. Оно послало мальчику свой маленький золотой лучик. В это время к Вите зашла мама, и сказала, что пора вставать. Лицо Вити сделалось хмурым.
И вдруг мальчик услышал красивые звуки. Это скрипка, барабан и дудочка исполняли для него бодрую утреннюю мелодию.
И случилось чудо. Мальчишка вскочил, приветливо помахал маме рукой. Утро вдруг сделалось добрым. Хорошее утро – начало нового дня, начало новой жизни.
А музыка отправилась творить свои чудеса дальше.
«Сказка о трёх музыкантах»
Это случилось в старинном городе под названием Сарабанда, в далёкие-предалёкие времена. Трое музыкантов, что играли для жителей Сарабанды, жили в почёте и уважении. Один из них играл на скрипке, другой – на валторне, третий – на дудочке.
Ни один городской праздник в Сарабанде не обходился без знаменитых музыкантов.
Вот только заработанных денег было порой немного. Иногда их хватало лишь на каравай хлеба, да кувшинчик молока.
— Так больше продолжаться не может — возмутилась однажды Скрипка, глядя на очередную скромную трапезу музыкантов.
И она придумала вот что. Под покровом ночи Скрипка проникла во дворец, к королевским музыкальным инструментам. И рассказала им о бедных музыкантах. А те обо всём рассказали королю. Наутро король вызвал к себе музыкантов и попросил их показать своё мастерство.
Музыканты играли вальсы, ригодоны, элегии… Под вечер король не захотел с ними расставаться.
Он назначил музыкантам королевское жалованье, и теперь они исполняли свою музыку не только для простых жителей Сарабанды, но и для короля.И дело пошло на лад.
Когда умеешь что-то делать хорошо, с душой, то рано или поздно это принесёт свои плоды.

************
Уважаемые родители!
Я приглашаю вас в удивительный мир детского театра.
Театр – это яркие положительные эмоции, благодаря которым мы имеем возможность управлять формированием духовных потребностей ребенка, обогащать и развивать его личность.
В окошках театра вы видите весёлые лица ребятишек, они как бы приглашают нас войти. Давайте поднимемся по этим ступеням, войдем в гостеприимные, широко отрытые двери и погрузимся в волшебный мир театральной деятельности . С помощью театра развивается:
•культура и техника речи;
•ритмопластика;
•основы театральной культуры;
•работа над спектаклем.
Культура и техника речи. Не только для актеров – для всех людей необходимо владение внятной, связной, правильной, грамотной и красивой речью. На занятиях театральной деятельностью происходит совершенствование речевого аппарата детей, развитие речевого дыхания и правильной артикуляции, дикции, развитие речи. Мы используем разный материал: артикуляционные гимнастики для губ и языка, скороговорки, чистоговорки и стихи, упражнения на дыхание и голос, на интонационную выразительность.
Ритмопластика. Этот раздел включает в себя комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, призванные развивать координацию движений, учить создавать образы животных с помощью пластики и помочь обрести детям ощущение гармонии своего тела с окружающим миром.
Основы театральной культуры. Театр – это не только представление, но ещё и целый мир новых слов и понятий, которые в обыденной жизни не употребляются. Это «сцена», «занавес», «кулисы». Знакомство еще со многими удивительными словами и понятиями ожидает тех, кто пожелает заглянуть за кулисы театра.
Работа над спектаклем базируется на авторских пьесах по русским народным сказкам.
Сказка радует и нас, взрослых, оптимизмом, добротой, любовью ко всему живому, сочувствием к слабому. Сказка воспитывает нравственность, ведь через сказку дети впервые прикасаются к пониманию добра и зла, трудолюбия и лености, любви и ненависти и другим нравственным понятиям. Легко драматизируются любимые детьми сказки «Репка», «Колобок», «Теремок».
С детьми уже можно создавать полноценные спектакли по сказке. Ребенок, входя в сказку, получает роль одного из героев, тем самым приближается к культуре своего народа, к нашей системе ценностей, к русскому менталитету. А с каким удовольствием дети переодеваются, создавая новый образ! Композиция создается детьми в основном для зрителей-детей. Поэтому в зале всегда царит особая атмосфера доверия ко всему, что происходит на сцене. Она объединяет и исполнителей и зрителей в едином творческом порыве.

Уважаемые родители!
Сегодня мы поговорим с вами в нашей рубрике "Вопрос-ответ" о том: Почему дети любят играть на барабанах.
Уважаемые родители,дети действительно очень любят играть на барабанах, даже если это нам не очень нравится и вносит в нашу жизнь определённый дискомфорт.Игра на барабанах может быть мощным инструментом, позволяющим решить определённые потребности,а именно:
Социальные потребности. Игра на барабанах часто происходит в совместной манере и является интерактивным процессом, который может помочь ребенку поработать над такими навыками, как поочередное и совместное участие, а также помочь им почувствовать, что они являются частью группы и вносят свой вклад в групповой процесс.
Коммуникативные потребности. Игра на барабане или ударных инструментах может быть полезным способом невербального общения и может научить «слушать» невербальные коммуникации другого человека.
Мелкая и крупная моторика. Это может показаться самоочевидным, но разные методы игры могут быть использованы, чтобы помочь проработать различия в навыках мелкой и крупной моторики. Игра на барабанах может иметь место даже для развития силы нижних конечностей (например, на большом барабане можно играть стоя).
Эмоциональные потребности. Принятие участие в барабанном музицировании может помочь ребенку почувствовать себя в достаточной безопасности, чтобы выразить свои чувства. Кроме того, нет ничего лучше для «выпуска пара», чем стучать по барабанам.
Познавательные потребностей. Участвуя в барабанном музицировании, ребенок может поработать над вниманием, контролем побуждений и навыками принятия решений.
Психологическая польза
Барабанный бой дает целый ряд полезных психологических эффектов.
•повышает ощущение собственной значимости.
•барабан заставляет человека испытывать ощущение отрешенности от реальности, — человек находится только здесь и сейчас.
•когда звучит барабанный бой, невозможно думать о грядущих страхах, сожалениях о прошлом или что сегодня на обед.
•барабанный бой – отличный выход для тех, кто привык подавлять эмоции, он поможет их восстановить.
Ждём новых вопросов для нашей рубрики. С вами беседовала Овчинникова В.И.

Уважаемые родители!
Сегодня мы поговорим с вами в нашей рубрике "Вопрос-ответ" о том: Что делать, если ребёнок отказывается посещать разные кружки и студии?
Когда ребенок ещё совсем маленький ― родители заботятся о его здоровье и комфорте. И для малыша этого достаточно, чтобы расти и становится сильным. Но когда приходит время подготовки к школе, то забот и поводов для беспокойства становится намного больше. Одна из проблем этого периода есть нежелание ребенка учиться. И, наверное, каждый родитель хочет помочь своему чаду привить любовь к науке и искусству.
Чтобы помочь ребенку проявить интерес к любому виду деятельности, в первую очередь нужно понять причину, по которой он отказывается этим заниматься. Забудьте о том, чтобы ругать и обвинять ребенка. Это грозит тем, что он закроется в себе и вам будет сложно помочь ему. Для начала давайте разберем самые распространённые причины нехотения получать знания, а потом ответим на вопрос ― «что делать?».
Причины, по которым ребенок отказывается посещать кружки и студии
•Очень часто самые близкие люди, сами этого не понимая, делают ошибки в воспитании своих детей. Своим желанием сделать из них вундеркиндов, они пытаются как можно больше загрузить информацией мозг ребенка, решая за него, чем ему заниматься и как проводить свободное время. Конечно, забота о детях ― это важно, но всему должна быть мера. Нужно дать ему самому делать выбор, и очень важно при этом учитывать его интересы.
•Причиной могут быть плохие отношения с детьми. Дети очень впечатлительные в этом возрасте, и любой конфликт для них ― это эмоциональный стресс. И, конечно, если ребенок постоянно в конфликтах со сверстниками, он будет отказываться учиться или даже ходить в школу.
•Нежелание учиться может возникнуть из-за болезни. Нужно внимательно присмотреться к здоровью вашего ребёнка, возможно не заметная на первый взгляд болезнь может сильно влиять на успешность. Статистика говорит, что наиболее частыми проблемами со здоровьем в дошкольном возрасте есть нарушение правильной роботы внутренних органов, в особенности органов пищеварения, и сбои в роботе нервной системы. Даже не большой стресс может задеть детскую психику и это станет последствием невнимательности и раздраженности.
•Проблемы могут возникнуть из-за низкой самооценки. Дети все разные и возможно любая неудача, например замечание или плохая оценка, может понизить уверенность в своих силах. Ребёнок будет чувствовать себя слабым, и винить себя в бездарности.
•Для детей, как и для взрослых в любой деятельности всегда важен результат и отсутствие мотивации ведёт к безынициативности. Если ребёнок не видит смысла в том, чтобы учится, то «гранит науки» для него станет скучным и не нужным делом.
Если вы узнали причину, почему ваш ребенок не хочет учиться, то справиться с этим будет легко и просто. Самое главное нужно быть терпеливыми, мудрыми и брать во внимание чувства вашего ребёнка.
Что делать?
•Дозируйте информацию, что получает ваш ребенок. Как уже говорилось, что очень важно не перенапрягать мозг ребенка, поскольку это может привести к нервному срыву. Пусть ваш ребёнок выберет сам, какие кружки ему посещать, пусть изучает то, что ему больше нравиться. Никогда не приказывайте ему учиться, используя слова «должен», «обязан» и т. д.
•Будьте внимательны к душевному и физическому состоянию своих детей, ведь их успешность сильно зависит от того, как они себя чувствуют. Поэтому чаще гуляйте с ребенком на свежем воздухе, следите за его питанием, и не пренебрегайте походами к специалисту при любых изменениях в здоровье дошкольника.
•Мотивируйте ребенка в процессе получение знаний. Скажите ему, что учиться нужно для того, чтобы стать образованным и в будущем добиться больших высот. Также можно поставить в пример себя и сказать, что благодаря знаниям вы добились успеха (если это так).
•Сделайте учёбу интересной и завлекательной с помощью игры. Как известно, информация подана в игровой форме лучше воспринимается и вызывает у детей интерес. Так пусть ваши занятия станут с красочными картинками или же забавными историями. Главное создать такие условия, чтобы ребенок чувствовал себя комфортно и получал удовольствие от учебного процесса.
•Помогайте ребенку, если он просит, пусть он чувствует вашу поддержку и знает, что в сложной ситуации он не один. Никогда не критикуйте его, чаще хвалите даже за не большие старания.
•Придерживайтесь правильного режима дня. Это ответственный процесс, и вы должны правильно распределять время для игр и прогулок, и время для занятий.
Учебный процесс ― это важная составляемая жизни каждого человека. И в этом процессе очень большая роль принадлежит родителям, ведь это они создают все условия для того, что бы ребенок был активным и заинтересованным в любой деятельности. Ведь любовь к знаниям зарождается ещё в раннем детстве. Поэтому, главная задача родителей уделять максимум внимания своим детям, чтобы не упустить важные моменты в их жизни.

Уважаемые родители!
С удовольствием отвечаю на вопрос нашей рубрики "Вопрос-ответ": Что делать, если ребёнок не поёт?

•Пойте, выполняя работу по дому. Это самый простой способ заинтересовать малыша пением. Все дети подражают взрослым, и рано или поздно ребенок попробует вам подпеть.
•Будьте терпеливы. Обычно в возрасте 2-3 лет дети способны воспроизвести чисто лишь фрагмент мелодии из 5-6 звуков. Важно не критиковать ребенка. Он действует на пределе своих возможностей. Высказывания: «открывай рот шире», «неправильно поешь», «не мычи» могут привести к тому, что ребенок вообще перестанет петь или не будет этого делать в вашем присутствии.
•Превратите пение в игру. У детей в возрасте от 2 до 5 лет певческие навыки можно развивать с помощью простых музыкальных игр. Выберете веселую детскую песенку, которая нравится и вам, и ребенку. Исполняйте ее и активно двигайтесь, изображая события песни. Вы можете иллюстрировать свои действия с помощью различных предметов. Это поможет ребенку лучше запомнить текст. Будет хорошо, если он включится в игру, сначала повторяя за вами движения, а потом и слова.
•Помогите ребенку услышать себя. Если ребенок поет очень тихо или громко произносит только отдельные слова, необходимо поработать над речевым дыханием. Сверните бумагу трубочкой и дайте ее ребенку. Пусть он поет в этот импровизированный рупор. Звук можно увидеть в колебании пламени свечи или почувствовать, поставив перед ртом ладошку.
•Поработайте над гласными звуками. Часто дети не поют песню, а просто проговаривают слова. Возьмите несколько ленточек или шерстяных ниток, сложите их в мешочек. Вытягивайте ленты по одной, протяжно произнося гласные.
•Если ребенок не попадает в размер звучания, можно поиграть с ним в игру «Передай». Возьмите небольшую игрушку и дайте ее ребенку, пропев отдельный звук или короткое слово. Малыш должен вернуть вам вещицу, повторяя звук. Эту игру можно усложнить, используя не отдельные слова, а строчки и даже куплеты.

Музыкальная логоритмика

Уважаемые родители! Сегодня мы поговорим о музыкальной логоритмике и её пользе. Что включает в себя понятие логоритмика?
Музыкальная логоритмика – это система музыкально–ритмического воспитания, включающая в себя три составные части: слово + движение + музыка. Это развитие речи средствами музыки. Одно из интересных направлений музыкально–ритмического развития детей, это объединение музыки, движения и речи. Ведь слово тоже имеет ритмическую основу, речь имеет музыкальную составляющую.
Впервые систему музыкально-ритмического воспитания создал швейцарский ученый, педагог и музыкант Эмиль Жак Далькроз. Немецкий композитор Карл Орфф был его продолжателем.
Цель музыкальных логоритмических занятий – развитие активности детей через синтез музыки, движений и речи.
Огромную роль в логоритмике играют музыкально–ритмические движения. Музыка и движения являются средствами, которые благотворно влияют на здоровье детей. Музыкально–ритмические движения выполняют релаксирующую функцию, помогают добиться эмоциональной разрядки, снять умственную перегрузку и утомление. Представлю вам несколько самых распространённых примеров музыкальной логоритмики.

Упражнение на развитие ритмичности движений.
Дети поют и выполняют ритмичные движения под музыку по тексту.

1.Мы сейчас пойдем направо
Раз, два, три!
А потом пойдем налево
Раз, два, три!
В центре круга соберемся
Раз, два, три!
И на место все вернемся
Раз, два, три!

2. Мы в вагончиках сидим,
Мы сидим, мы сидим!
И в окошечко глядим,
Весело глядим!
Едет, едет паровоз -
Сто колес, сто колес.
Ребятишек он повез,
Весело повёз.

До новых встреч на страницах сайта нашего детского сада.

МУЗЫКАЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ ВАШЕГО РЕБЕНКА
В нашем детском саду проходит «Фестиваль Успеха» наших воспитанников. Цель данного мероприятия: дать возможность каждому ребенку быть успешным, проявить свои способности и презентовать достижения.
Как распознать, что ваш ребенок музыкально талантлив и одарен?
Обучение музыке - это воспитание души человека. Одаренные дети могут проявлять свой талант в самом раннем возрасте. Они с удовольствием подпевают разные мелодии, вслушиваются в звучание музыкальных инструментов, играют на бубнах, ксилофонах, маракасах, детских пианино, сочиняют небольшие музыкальные зарисовки.
Для определения музыкальных способностей вашего ребенка можно провести небольшое тестирование:
1. Проверьте чувство ритма (прохлопайте в ладоши небольшой ритмический рисунок и попросите повторить ребенка)
2. Проверьте чистоту интонации и слух (спойте небольшую мелодию и попросите ребенка пропеть её).
Самый большой интерес к музыке появляется у ребенка с двух до трех лет. И этот период времени его жизни следует максимально использовать. Занятия музыкой можно начать и дома: разучивать с детьми песенки, устраивать домашние концерты.
Если ребенок с раннего детства привык исполнять песенки или музицировать на детских музыкальных инструментах на публике, то это может оказать положительное влияние на формирование его характера, способствовать развитию артистических, музыкальных способностей.
Итак, вы определили, что вашему ребенку нравится заниматься музыкой - петь, играть на музыкальных инструментах. Значит, подошло время для серьезных занятий в музыкальной школе. Зачисления для обучения в музыкальных школах начинают с 5- 6 летнего возраста.
Для начала, необходимо определить какой инструмент больше всего нравится вашему ребенку. Для этого нужно, познакомить ребенка с разными музыкальными инструментами: потрогать, послушать их звучание. Сходите с вашим ребёнком на концерт симфонической музыки, где звучат разные инструменты.
ЖЕЛАЮ ВАМ УДАЧИ!

ВЛИЯНИЕ МУЗЫКИ И ЗАНЯТИЙ МУЗЫКОЙ НА ЗДОРОВЬЕ ДЕТЕЙ
Сегодня я расскажу вам о влиянии музыки и занятий музыкой на здоровье ваших детей.
Игра на музыкальных инструментах способствует развитию мозга через мелкую моторику пальцев рук, так как на кончиках пальцев сосредоточены нервные окончания всех внутренних органов организма.
Учеными биофизиками отмечено удивительное влияние акустических волн классической музыки на здоровье человека.
Во всем мире с помощью хорового пения успешно лечат детей от заикания, болезней органов дыхания, укрепляют сердечную мышцу.
Хоровое пение является эффективным средством для снятия внутреннего напряжения и для самовыражения.
Вновь и вновь многочисленные исследования ученых всего мира подтверждают, что психологические основы обучения закладываются с рождения и закрепляются уже к трехлетнему возрасту.
Отсюда вывод: не упускать время от самого рождения и развивать музыкальные способности, не забывая об общем развитии ребенка.
Музыка, игра, пение, пляски создают положительные эмоции. А положительные эмоции – это внутреннее благополучие малыша, его душевное и физическое здоровье.
И наша цель: доставлять музыкальными занятиями удовольствие детям и занимаясь с ними музыкой, делать их жизнь лучше и счастливее!
Уважаемые родители, рада помочь любым советом и консультацией
Вам и Вашему ребёнку!

«Музыка – польза для детского организма»
Сегодня мы поговорим о тех плюсах, которые получает ребёнок при занятии пением и музыкой в целом
 пение развивает способность выражать мысли словами и воображение
 это приятный способ развития памяти (многократные ненавязчивые повторения);
 обогащение словаря ребенка;
 развитие способности последовательного изложения фактов, событий, явлений;
 тренировка более четкой артикуляции со стороны и педагога, и ученика;
 развитие навыка чтения: пение помогает понять ритмический строй языка;
 песни, сопровождающиеся жестами, движениями, способствуют не только прочному запоминанию, но и развитию координации движений.
 правильное дыхание при пении развивает легкие, что способствует лучшей циркуляции крови в организме, что, в свою очередь, дает оздоровительный эффект
 пение в группах развивает способность работы в команде.
Музыка дает ребенку ощущение счастья, а также музыка влияет на интенсивность обменных процессов, работу сердечнососудистой системы, на повышение тонуса головного мозга и кровообращения.
Пение помогает в лечении многих хронических заболеваний.

КАК ВЛИЯЕТ МУЗЫКА НА ХАРАКТЕР РЕБЁНКА?

Будущие школьники в большинстве случаев уже стремятся задавать вопросы «как?» и «почему?», пытаясь понять глубинную суть вещей. Становление детского характера происходит весьма интенсивно, формируется интеллектуальная сфера личности ребенка. Именно в этот возрастной период музыка начинает нести в себе не только эмоциональный фактор (радость, грусть, печаль, веселье), но и познавательный. Гармония, сосредоточенная в музыкальных произведениях, дает маленькому человеку возможность познать внутренний мир людей, где есть место образам, идеям, знаниям и мыслям.
Как правило, такое понимание приходит неосознанно, нет никакого смысла вести серьезные разговоры с дошкольником, объясняя ему всю психологическую глубину моральных переживаний. Достаточно простой беседы, построенной на обмене мнениями по поводу того, что чувствует тот или иной герой музыкального произведения, стал бы сам ребенок дружить с этим героем, захотел бы помочь ему или, напротив, решил бы, что нужно отговорить того от какого-либо неправильного поступка. Ребенок, способный нарисовать в своем воображении образ, навеянный музыкой, в будущем обязательно научится очень тонко и психологически грамотно воспринимать переживания других людей и свои собственные. И пусть это произойдет позже, уже в зрелом возрасте, но, тем не менее, богатство музыкального мира, его гармония и эстетическая красота, знакомая человеку с раннего детства, обязательно сыграет свою положительную роль в формировании чуткой и духовно тонкой личности.

Почему дети должны заниматься музыкой?

Все дети – прирождённые музыканты. Это научный факт. Любой малыш ещё задолго до того, как научится говорить, реагирует на музыку. Именно поэтому многие взрослые интуитивно общаются с детьми с помощью различных мелодий. Но музыка – это не только удовольствие, это мощный инструмент развития мозга ребёнка.
Каким же образом музыка помогает мозгу малыша развиваться? Для того, чтобы мозг ребёнка активно развивался, необходимо стимулировать его клетки с помощью различных сенсорных сигналов, то есть нужно обеспечить ребёнку достаточное количество разнообразных впечатлений: зрительных, слуховых, осязательных и т. д. Все эти сенсорные сигналы стимулируют развитие определённых зон мозга. Учёные считают, что если попытаться вырастить ребёнка в полной изоляции от всяких ощущений, у него не будет вообще никаких психических процессов.
Музыкальные занятия объединяют все виды музыкальной деятельности и предполагают активное включение детей в различные виды деятельности:
1. Слушание музыки. Восприятие музыкальных произведений, развитие слуха и голоса.
2. Пение. Освоение элементарных певческих навыков. Пение способствует развитию дыхания и голосового аппарата, развивает координацию голоса и слуха, вырабатывает правильную осанку у детей, развивает речь.
3. Музыкально-ритмическая деятельность. Её задача – развитие координации и красоты движений, правильной осанки, воображения и слухового восприятия.
4. Игра на детских музыкальных инструментах развивает творческие способности посредством музицирования в оркестре и ансамбле. Решаются задачи единения группы детей, формирование интереса к инструментальному творчеству.
5. Музыкально- дидактические игры закрепляют навыки слухового восприятия отдельных средств музыкальной выразительности, таких как ритм, тембр, динамика, направление движения мелодии.
Все виды музыкальной деятельности развивают музыкальный слух и память, голос, координацию движений, музыкальный кругозор и познавательный интерес к искусству звуков, а также чувство ритма, которое необходимо ребёнку для освоения им чтения, языков, математики.
Если Вы хотите, чтобы Ваш ребёнок быстро и правильно заговорил, был успешным в математике, логике, - учите его МУЗЫКЕ!

Зачем Вашему ребенку нужна музыка?

Уважаемые родители, сегодня мы вместе с вами попытаемся ответить на вопросы:
1.Зачем нужна музыка Вашему ребенку?
2.Почему музыка необходима детям в раннем возрасте?
3.Зачем надо заниматься всем детям дошкольного возраста музыкой? Что это дает?

Исследования психологов и педагогов показывают, что занятия музыкой в самом раннем возрасте очень эффективны для общего развития ребенка, психологические основы обучения закладываются с рождения и закрепляются уже к трехлетнему возрасту.
Речь, координация движений, концентрация внимания, способность к обучению, способность слушать и слышать, видеть, чувствовать - вот далеко не полный список того, что могут развить занятия музыкой.
Занятия музыкой способствуют гармоничной работе обоих полушарий мозга, что повышает общий уровень интеллекта ребенка.
В дальнейшем ему легче учиться в школе, проще воспринимать и запоминать новую информацию.
Исследование, проведенное психологами, доказало, что в основе развития творческих и музыкальных способностей лежит высокий уровень развития всех видов памяти, пластичность сенсорных систем, скорость обработки информации.
Что дети приобретают через занятия музыкой:
•Воспитание характера без риска и травм
•Развитие математических способностей
•Развитие навыков общения
•Развитие структурного мышления
•Развитие эмоциональности и чувственности
•Выявление новых черт характера
•Музыкальные занятия воспитывают маленьких «Цезарей», умеющих делать много дел сразу.

МУЗЫКАЛЬНАЯ ТЕРАПИЯ ДЛЯ ВСЕЙ СЕМЬИ

В лечебных целях музыку применяют с давних времен, так как приятные эмоции, вызываемые мелодиями, повышают активность коры головного мозга, улучшают обмен веществ, стимулируют дыхание и кровообращение. Положительные эмоциональные переживания во время звучания приятных слуху музыкальных произведений усиливают внимание, тонизируют центральную нервную систему. При этом в активную нервную деятельность вовлекаются дополнительные нервные клетки, которые снимают нагрузку с уже работающих звеньев этой системы.
Под музыку выстраивается ритмика организма, при которой физиологические реакции протекают наиболее эффективно. При умело подобранной мелодии снижается утомление, улучшается самочувствие.
Музыка, влияя на ребенка и маму, рождает положительные эмоции, снимает противоречия, успокаивает и настраивает на любовь. Установлено, что с помощью музыки можно воздействовать на три сферы жизнедеятельности плода - двигательную, эмоциональную, дыхательную - и даже управлять их развитием. Такое влияние помогает корректировать изменения в формировании плода, направлять развитие в нужную сторону.
И главное, что музыкальная стимуляция развития будущего ребенка положительно сказывается как на психических, так и на физических его качествах. После рождения ребенка прекращать музыкотерапию, к которой он так привык, по крайней мере нецелесообразно.
Существуют три фактора воздействия музыки на организм человека:
•психолого-эстетический (ассоциации, эмоции, образный ряд);
•физиологический (функциональный, с помощью которого можно тренировать отдельные функции организма);
•вибрационный (музыка оказывает вибрационное воздействие на клетки, активизируя различные биохимические процессы в них).
Влияя на клеточном уровне на организм человека, музыка может оказывать как положительное, так и отрицательное воздействие на слушателя. Поэтому подбирать музыку для лечения и релаксации должен профессионал.
Долгое время существовало мнение, что, например, рок, тяжелый металл отрицательно влияют на нервную систему, особенно подростков, людей с неустойчивой психикой. Это верно. Но резко отвергать те или иные музыкальные направления тоже нецелесообразно. Как правило, музыка подбирается по личным качествам человека, по его предпочтениям и музыкальным пристрастиям.
Представители классической отечественной школы музыкотерапии сходятся во мнении, что лучшая музыка для лечения и расслабления - классическая, представленная известными композиторами, а также музыка, основанная на традиционных народных мотивах.
По своему назначению классические произведения делятся на детские, релаксационные, активизирующие и смешанные. Музыкальные этюды действуют на определенные нервные клетки и вызывают соответствующий эффект: расслабляют, успокаивают и т.д. Поэтому если надо пообщаться на музыкальном уровне с ребенком, как еще не рожденным, так и на первых годах жизни, то используются следующие колыбельные мотивы:
♪"Спи, моя радость, усни" (Моцарт - Флис),
♪"Сон приходит на порог" (Дунаевский - Лебедев-Кумач),
♪"За печкою поет сверчок" (Островский - Петрова),
♪"Колыбельная Светланы",
♪"Спи, дитя мое".
Родителям совсем необязательно иметь слух и хороший-голос, главное - петь песни с нежностью. Необходимо, чтобы ребенок слышал материнский голос, привыкал к нему. После рождения малыша следует продолжать слушать музыку после кормления и перед сном. Напевайте ребенку колыбельные - он будет намного спокойнее, радостнее и эмоциональнее. Даже самые активные шалунишки, слушая музыку, успокаиваются и расслабляются, потому что слышат давно знакомое и привычное. Включайте музыку, когда ваш малыш уже лег в кровать.
Мамы тоже должны научиться слышать музыку. Релаксационную, расслабляющую и успокаивающую можно слушать, как днем, так и вечером, перед сном, в удобной, приятной обстановке. При этом в комнате должен быть приглушенный, спокойный свет, нужно удобно сесть или лечь и не забывать правильно дышать. Как правило, при музыкальных сеансах профессионалы советуют дышать не грудью, как мы привыкли, а животом и на счет десять выдыхать. Благодаря такому дыханию воздух проникает в клетки организма и помогает лучше расслабиться.
В классическую релаксационную программу входят следующие произведения по 3-6 минут:
♪Бах И.С. "Ария из сюиты № З" или медленные части из Бранденбургских концертов;
♪Шуберт Ф. "Аве-Мария" или 2-я часть 8-й симфонии;
♪Беллини В. "Каватина Нормы";
♪Вивальди А. "Зима";
♪Бетховен Л. Вторые части фортепьянных сонат (8, 14, 23);
♪Чайковский П. анданте кантабиле из 5-й симфонии "Июнь" и "Октябрь" из цикла времена года.
Помимо этого, ученые советуют слушать классическую музыку активизирующую мозговую деятельность, помогающую вернуть утраченную и израсходованную энергию.
К активизирующим музыкальным произведениям относятся:
♪Творения В. Моцарта - первые и третьи части из фортепьянных сонат и концертов, "Рондо" из "Маленькой ночной серенады", отрывки из оперы "Волшебная флейта";
♪П. Чайковского - вальсы из балетов, "На тройке" из "Времен года", отрывок из финала 4-й симфонии,
♪С. Прокофьева из 1-й части 1-й симфонии, отрывок
♪М. Глинки "Романсы",
♪А. Вивальди "Весна",
♪Л. Боккерини "Менуэт",
♪Ф. Шуберта "Форелленквартет".
Самое главное - помнить, что музыку надо пропустить через себя. Как это сделать? Просто тихонечко подпевайте.

ВложениеРазмер
Музыка в жизни ребенка.doc33 КБ
Любит ли ваш малыш петь.doc1.49 МБ
10 причин отдать ребёнка в музыкальную школу.doc108.5 КБ
Музыкальная терапия.doc28 КБ
Пальчиковые и речевые игры для малышей.doc29.5 КБ
Музыкальные игры на слуховое восприятие "Посидим в тишине"2.98 МБ
Музыкальная аптека24.5 КБ
Музыкальные игры на слуховое восприятие "Что это звучит?"1.4 МБ
Игры на звуковое восприятие458.38 КБ