Не секрет, многие родители представляют себе подготовку к умственному труду лишь в том, чтобы быстрее научить ребенка читать и знать порядок в счете. Однако, при подготовке к школе главное, сформировать в нем психологическую готовность к обучению – это и интерес и потребность в познании нового, трудолюбие, усидчивость, внимание, память, логическое мышление, способность к волевым усилиям. Это достигается не только путем специальных занятий, но и в результате знакомства с окружающей жизнью – в играх, труде, общении со взрослыми и сверстниками.
Будущий первоклассник должен быть сообразительным, раскрепощенным, активным и любознательным – эти качества гораздо важнее перед школой, чем умение читать и писать. Их и надо развивать в ребенке в первую очередь.
Врачами и психологами выработаны критерии школьной успеваемости детей. Ребенок, переступающий порог школы, должен соответствовать определенному физическому, умственному, эмоциональному и социальному развитию, а также должна быть сформирована школьная, т.е. учебная мотивация.
Начнем с такого необходимого для школы условия, как социальная зрелость. За этими словами скрывается потребность детей в общении со сверстниками и взрослыми, умение подчиняться определенному режиму, понимание школьной ситуации и т.д. Для того чтобы учитель мог начать работу с ребенком, им необходим контакт: ребенок не должен тревожиться при встрече с детьми и педагогами, испытывать отрицательные эмоции к самому процессу обучения. Практика показывает, что нежелание учиться бывает в трех случаях:
1.Когда ребенок в дошкольном детстве не приучен ограничивать свои желания, преодолевать трудности и у него сформировалась своеобразная установка на «отказ от усилия». Поскольку школа требует от ребенка постоянных усилий, преодоления трудностей, то у него возникает активное противодействие учению;
2.Активное нежелание учиться встречается у тех детей, у которых дома заранее сформировали страх перед школой («Вот пойдешь в школу, там тебе покажут!»);
3.У тех, которым, напротив, рисовали школьную жизнь (и будущие успехи ребенка) в радужных тонах. Столкновение с реальностью в этих случаях может вызвать настолько сильное разочарование, что у ребенка возникает резко отрицательное отношение к школе.
Как показывает практика, в каждой подготовительной группе есть ребенок, а то и несколько с неустойчивой школьной мотивацией. Внимание на слайд. Школьная мотивация бывает учебной, неустойчивой и игровой.
И здесь именно вы, родители, можете помочь своему ребенку и школе. Создавайте условия для обучения (уголок школьника), рассказывайте все о школе из своей жизни, не забывая вселять в ребенка чувство уверенности: «У тебя обязательно получится! Да и мы рядом, поможем».
Учите ребенка считаться с желаниями окружающих, вежливому поведению со старшими и сверстниками. А воспитание адекватного, правильного поведения, культуры общения достигается, прежде всего, личным примером. Помните об этом!
Не только не избегайте, но и создавайте для ребенка ситуации, в которых ему придется самостоятельно принимать решение, определять стиль поведения и т.п. Такие естественные ситуации возникают сплошь и рядом: «сходи, пожалуйста, в магазин», «будь добр, принеси почту», «позвони бабушке» и т.д. Главная задача – учить ребенка общению.
Школьное обучение – это непрерывный процесс общения. Как же научить ребенка общаться? Надо сформировать следующие навыки:
- уметь слышать и слушать взрослого, своего товарища;
- говорить самому только после того, как собеседник закончит свою мысль;
- пользоваться словами вежливого общения, избегать грубостей.
Очень часто дети, разговаривая друг с другом, кричат, перебивают друг друга. Преодолеть эти недостатки помогают игры, в которых участвуют не только дети, но и взрослые. Практика показывает, что родители, играющие с детьми хотя бы 2-3 раза в неделю в их любимые игры, более авторитетны в сравнении с «неиграющими» родителями. Совместные игры взрослого и ребенка имеют особое значение для установления тесного дружеского контакта, близости и взаимопонимания родителей и детей. Не забывайте поощрять ребенка, радуясь его успехам (даже самым незначительным). Молодец! Умница! Ты меня просто удивил! Здорово! Какая хорошая мысль!
Очень важно, чтобы к началу школьного обучения у ребенка была достаточно зрелой эмоционально-волевая сфера. Школьная жизнь требует от детей эмоциональной устойчивости. Между учащимися, и это вполне закономерно, нередко возникают ссоры, обиды и иные конфликтные ситуации. Дети, избалованные родительской лаской, болезненно реагируют на замечания учителей, отказываются идти в школу. Во всех подобных случаях ребенок должен уметь сдерживать себя, управлять своим поведением. Необходима внешняя и внутренняя регуляция поведения. Это, конечно, приходит с возрастом, по мере накопления жизненного опыта. Однако немалую роль здесь играет семейное воспитание. Учите детей подавлять агрессивные вспышки, импульсивные реакции. В ваших силах предупреждать нежелательные проявления характера ребенка, совместно вырабатывать оптимальный стиль поведения для многих прогнозируемых ситуаций, учить отличать главное от второстепенного, злой умысел от безобидной шутки и т.д.
Чрезвычайно важна в школе и способность к волевым усилиям. Переход от знаний с игрушками к заменяющим их символам, необходимость выполнять порой нежелательную работу требуют от детей волевого напряжения. Ребенок вместо «хочу это» должен заставить себя делать то, что «надо», причем в течение установленного учителем времени. Вот почему так важно воспитывать и развивать волю у ребенка. В играх, при выполнении хозяйственных поручений дома, на специальных занятиях ставьте перед ребенком задачи, решение которых требует от него волевого усилия. Не допускайте, чтобы он, не закончив одну работу, принимался за другую. Ребенок должен прочно усвоить, что любое дело следует доводить до конца.
Необходимым условием школьного обучения является определенный уровень умственной зрелости ребенка. Это значит, что у дошкольника должны быть сформированы следующие психические познавательные процессы, такие как:
- восприятие (цвета, величины, формы, звуков, времени и пространства, и т.д.);
- внимание (объем внимания – 9-10 фигур, устойчивость внимания – 10-15 минут). В этом возрасте должно быть сформировано произвольное внимание – когда есть цель и нужно приложить волевые усилия, а интерес может и отсутствовать;
- память (этот познавательный процесс не должен быть механическим, т.е. путем многократного повтора запоминать материал; развивайте произвольную (образную) память - научите ребенка самым простым приемам запоминания: с помощью создания образов, о которых идет речь; учите выделять главные и второстепенные детали и т.д.);
- мышление образно-логическое, словесно-логическое (дошкольник должен уметь делать простые обобщения, т.е. находить сходство в предметах и объединять их по выявленным признакам в группы, а также распознавать различия в сходных предметах и явлениях окружающего мира. Чтобы помочь в этом ребенку, обращайте его внимание на цвет, форму, величину и другие свойства предметов, учите сравнивать их с целью обнаружения сходных и различных признаков; объясняйте причину и результат явлений, происходящих вокруг нас. Ни в коем случае не обрывайте поток его вопросов или фантазий);
- развитие речи – (развивайте фонематический слух (игра в слова на определение звука: Рука; грамматический строй речи (Игра «скажи наоборот»: холодно-горячо, высокий-низкий… Игра с предлогами: Из, В, Около, У, На, К, Под, например: Из сумки, В сумку, Около сумки, На сумке)
связность речи (учить составлять рассказ по 1 картинке, по серии картинок 6-7)
- запас собственно знаний (это должны быть прежде всего знания из жизни и о жизни, а не насильственно заученные отрывки из «взрослых» книг и учебников. В этом возрасте словарный запас должен достигать 4-5 тысяч слов. Сведения и информация должны быть логически взаимосвязаны между собой и «извлекаться» при первой же необходимости, т. е. главным является качество знаний, степень осознанности, четкость представлений).
И еще что входит в понятие о готовности к школьному обучению:
- это развитие крупной и мелкой моторики.
•Под крупной моторикой подразумевается умение ребенка прямо и твердо ходить, бегать, прыгать, точно ловить и кидать мяч, на протяжении некоторого времени носить не очень легкие вещи, большие предметы, застегивать пуговицы, завязывать шнурки и т.д.
•Итак, под мелкой моторикой подразумевается умение владеть ножницами, иголкой, карандашом, кисточкой. Линии на рисунке должны быть прямые, а не дрожащие, прерывистые, неровные. Ребенок должен уметь «видеть строку» и рисовать или писать в ней; «видеть клеточки» и четко и точно вести по ним рисунок.
Обращайте внимание на развитие кисти ребенка. Физиологами доказано, что развитию кисти руки ребенка принадлежит важная роль в формировании головного мозга и становлении одной из его функций – речи. Хорошо развивают кисти рук занятия рисованием, лепка из пластилина, конструирование, изготовление различных поделок.
Итак, уважаемые родители, ровно через 9 месяцев вы поведете своих малышей в школу! Общайтесь со своими детьми, много читайте им с целью расширить их кругозор. Играйте не только в с.-ролевые, но и дидактические (т.е. обучающие) и интеллектуальные игры (шарады, ребусы, головоломки, кроссворды). Занимайтесь с целью развить внимание, память, мышление и воображение. Записывайте и водите детей в разные кружки и секции (танцы, музыка, рисование, спортивные секции и пр.) - это будет дисциплинировать детей, формировать усидчивость, устойчивость внимания, будет способствовать развитию волевых качеств. Задумайтесь над этим.
Желаем вам успехов!
МЕНЮ
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?
Решаем вместе
Сведения об образовательной организации
- Основные сведения
- Структура и органы управления
- Документы
- Образование
- Образовательные стандарты
- Руководство. Педагогический (научно-педагогический) состав
- Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса
- Стипендии и иные виды материальной поддержки
- Платные образовательные услуги
- Финансово-хозяйственная деятельность
- Вакантные места для приема (перевода)
- Доступная среда
- Международное сотрудничество
- Организация питания в образовательной организации