Старший дошкольник становится сознательно самостоятельным. Он выполняет требования родителей и взрослых, сам предъявляет требования к себе и другим людям. Желая чему-нибудь научиться, ребенок в этом возрасте способен выполнять интересующую его деятельность непрерывно, более чем полчаса. Однако надо помнить, что переключаемость его с одной деятельности на другую затруднена.
Ребенок представляет деятельность только в настоящем, хотя использует уже прошедшее и будущее время. Целенаправленно беседуйте с ребенком о временах года, рассказывайте особенности каждого месяца. Учите понимать часы.
Учите ориентироваться в большом пространстве: на улице (как дойти до детского сада, до ближайшего магазина, к бабушке и т.д.).
Малыш прекрасно знает, что такое правда. Однако достаточно часто в этом возрасте у детей появляется такая черта, как лживость, т.е. целенаправленное искажение истины. Развитию этой черты способствует нарушение детско–родительских отношений, когда близкий взрослый чрезмерной строгостью или негативным отношением блокирует развитие у ребенка позитивного самоощущения, уверенности в свих силах. И чтобы не потерять доверия взрослого, а часто и оградить себя от нападок, ребенок начинает придумывать оправдания своим оплошностям, перекладывать вину на других. (Пример: девочка-неряха сильно испачкалась, а когда за ней пришла мама, то сказала, что ее толкнула другая девочка.)
К шести годам ребенок уже имеет собственное представление о красоте, его привлекает живопись, он с удовольствием прослушивает детские диски и увлеченно рисует, владея кистью. Кстати, по сюжету и по качеству рисунка возможно оценить психическое развитие ребенка, нет ли задержки в нем. Развивайте мелкую моторику кистей рук. Учите правильно держать карандаш и ручку.
Старший дошкольник стремится управлять своими эмоциями, пытаясь сдерживать их или скрывать от посторонних, что, правда, удается не всегда.
Труднее всего спрятать страх, который даже «спрятанный» является во сне в виде тревожных сновидений и беспокоит ребенка. К шести годам, вдруг осознав смысл прошлого и смысл будущего, рождения и смерти, дошкольник делает открытие, что он, как и другие, может умереть, причем не только от болезней, но также от несчастных случаев, стихийных бедствий, странных обстоятельств.
Смотря все время дома телевизор, малыш пугается воров, убийц и похитителей. Его волнует смерть чужих людей. В шесть лет ребенка трудно поместить в больницу: он не выносит медицинских процедур, инъекций и до безумия боится даже самых безопасных операций. Он мысленно проигрывает сцены своего спасения и жаждет жизни.
С пяти лет дети уже твердо знают свою половую принадлежность и даже в играх не хотят ее менять. Отец воспитывает мужество, мама – женственность. И с детства, впитывая эти качества, малыш сумеет пронести их через всю сознательную жизнь.
Несколько слов хочу сказать о половом воспитании, которое неотъемлемо связано с нравственным, т.е., объясняя ребенку отличия его пола от другого, необходимо мягко напоминать о том, что это очень лично и не выставляется на общее обозрение.
Дети гораздо наблюдательнее, чем нам кажется и от них нельзя скрыть интимную жизнь. Тем более, что с развитием СМИ у ребенка расширяется возможность доступа к такого рода информации. Но в сознании ребенка эта информация обычно не приобретает эротического характера. Наши дети играют в семью, иногда имитируют действия взрослых, изображая любую форму половой активности, - это не повод для возмущения. Помните, уважаемые родители: детские сексуальные игры не приносят такого вреда, как наказание за них! Это создает психологический барьер между ребенком и родителями, может явиться основой для развития комплексов, стать источником переживаний и всяческих догадок.
В шесть лет ребенку уже надо рассказать в доступной ему форме о том, как дети появляются на свет, где он родился, как и почему. Малыш подрос до понимания и этой тайны. Гораздо лучше, если он о ней узнает от родителей, чем от детей, играя во дворе.
После пяти лет частные общения со сверстниками нередко переходят в дружеские отношения. У ваших ребят появляются друзья. Они большую часть времени будут проводить с ними, и с этого момента отношения между родителями и детьми сменяются взаимным отдалением. Ребенок уже может безболезненно перенести недолгую разлуку с близкими и даже стать инициатором ее.
Немаловажную роль при общении ребенка играет речь. К пяти годам малыш уже способен правильно произнести почти все звуки речи. К концу шестого года у вашего ребенка словарный запас в среднем составляет 4 тысячи слов или даже больше, а пассивный словарь значительно превышает эту цифру.
Ребенок бегло излагает свои мысли. Рассказывая, пользуется дикцией и интонацией. Находит в тексте без труда пропущенное слово, заканчивает незаконченное предложение. Он может подобрать антонимы, синонимы, определения, эпитеты, сравнения и уловить смысл простых пословиц и поговорок.
Малыш пытается освоить алфавит и научиться чтению не только по слогам. Он продолжает совершенствовать письмо печатным шрифтом. Считает иногда до сотни и складывает или вычитает в пределах десяти.
С пяти лет до шести у ваших детей идет усовершенствование крупной моторики и силы. Скорость движений продолжает возрастать и улучшается заметно координация. Теперь дети могут выполнять одновременно 2-3 вида двигательных навыков: бежать, подбрасывая мяч; ловить мяч, сев на корточки или пританцовывая…
К шести годам практически сформированы навыки самообслуживания. Учите ребенка быть аккуратным, тщательно следить за своим внешним видом, прической, обувью, одеждой. Пусть обслуживает себя сам и помогает вам дома по хозяйству. Обычно в этом возрасте уже видны первоначальные итоги воспитания. Прекрасно, если они положительные.
Ваши дети много знают, многое умеют. Пятилетний ребенок созрел для разных видов обучения как личность. К шести годам или немного позже малыш уже психологически готов стать первоклассником и обучаться в школе.
МЕНЮ
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?
Решаем вместе
Сведения об образовательной организации
- Основные сведения
- Структура и органы управления
- Документы
- Образование
- Образовательные стандарты
- Руководство. Педагогический (научно-педагогический) состав
- Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса
- Стипендии и иные виды материальной поддержки
- Платные образовательные услуги
- Финансово-хозяйственная деятельность
- Вакантные места для приема (перевода)
- Доступная среда
- Международное сотрудничество
- Организация питания в образовательной организации