Ознакомление с окружающим. Ребенок способен сосредоточить внимание на заинтересовавшем объекте. Например, длительно наблюдать распускающийся на клумбе цветок, птичек, прилетающих к кормушке и др. Наблюдение приобретает значение специальной деятельности. Знания о человеке приобретают ассоциативный характер, выстраиваются в систему:
- элементарные знания о строении человека. Называет части тела, их функции;
- по аналогии знает названия частей тела животных в сопоставлении с человеком: у людей руки – у птиц крылья, у людей нос – у птиц клюв и др. Делает более широкие обобщения: все живые существа имеют глаза, уши, ноги или лапы, все двигаются, всем необходимы пища и вода;
- человек и его дом (мебель, одежда, посуда, предметы быта и т.п.);
- человек и растительный мир (деревья, цветы, трава; огородные и садовые культуры – овощи и фрукты – результаты труда людей и пр.);
- человек и животный мир – домашние и дикие животные. «Кто с нами рядом живет?» - «Кошка, собака…» «Кто живет в лесу?» - «Волк, лиса…»;
- человек и общественный (социальный) мир: профессии людей; общественный транспорт; народные гулянья;
- человек и его деятельность: бытовая, игровая, художественная, трудовая (уборка дома, работа на огороде; футбол, шашки, лото; игра на музыкальных инструментах, пение и танец; профессиональный труд: лечение людей, выпечка хлеба, уборка улиц, украшение зданий, площадей и др.).
Малыш имеет знания о больших и маленьких в окружающем мире. Знает названия не только животных, но и их детенышей. Знает и называет некоторых экзотических животных, не встречающихся в нашей стране (слон, тигр, крокодил, черепаха и др.).
Знает названия и хорошо ориентируется среди предметов, функционально соотнося их с деятельностью человека. Например: кисти и краски – для рисования; пылесос, щетка, веник – для уборки дома; лопата, лейка, грабли – для работы на огороде; мочалка, мыло, полотенце – для купания; тарелка, чашка, ложка – для еды и т.п.
Пассивная речь. Имеет большой словарь понимаемых слов, в 5-8 раз превышающий активный словарь (последний зависит от окружающей речевой практики и социальной среды). Может с интересом, длительно слушать чтение или рассказ взрослого без показа картинок, иллюстраций. Проявляет интерес к сказкам, записанным на аудиокассетах. Прислушивается и эмоционально реагирует на разговоры взрослых между собой.
Активная речь. Ребенок говорит простыми, связными фразами. Может употреблять небольшие сложноподчиненные предложения, слова «потому что», «когда», «поэтому». Например: «Буду летать на самолете, когда вырасту», «Зайка ел снег, поэтому заболел» и т.п. Легко повторяет за взрослыми незнакомые слова, фразы.
Количество слов в 3 года в активной речи достигает до 1500 и более. Такой существенный рост словаря обусловлен обогащением жизненного опыта ребенка, развитием общения с окружающими людьми. Свободно владеет названиями существительных собирательного (обобщенного) значения: игрушки, одежда, мебель, овощи, фрукты, транспорт и пр.
Употребляет все части речи, в том числе наречия (близко – далеко, темно – светло, весело – грустно), числительные (один, два, три), понятия «много», «мало», местоимения (он, она, они).
Грамматически правильно согласует слова в простых предложениях по роду, числу и падежу:
- строит предложения, употребляя глаголы в прошедшем, будущем и настоящем времени;
- употребляет вопросы: Кто?, Что?, Зачем?, Где?, Когда?, Кому?, За что?, Как? И т.п.;
- наиболее часто начинает употреблять вопрос «Почему?», раскрывающий причинно-следственные отношения в окружающем мире. Например: «Почему идет дождь?», «Почему кошка говорит «мяу», а собачка «ав-ав»?».
Называет близких по имени, знакомых и некоторых людей ближайшего окружения может называть по имени и отчеству. Знает свою фамилию, может запомнить домашний адрес (если взрослые считают это необходимым).
Пользуется ролевой речью в игре: говорит за себя и за куклу (мишку, зайку). Может говорить по телефону, а также имитировать телефонный разговор в игре.
Произносительная сторона речи. Дети интенсивно овладевают звукопроизношением: правильно артикулируют многие звуки – гласные и простые согласные. Исключение могут составлять свистящие – «з», «с», шипящие – «ж», «ш», сонорный – «р». Нормой для детей 2,5 лет будет дифференцированное произнесение твердых и мягких звуков: т, д, н, к, г, х, в, с, з.
Ребенок быстро запоминает потешки, стихи, песенки, сказки. Может проявлять склонность к рифмованию слов, словотворчеству. Это и бесконечное повторение одного и того же слова, и непрерывное манипулирование словом путем его изменения, и составление чисто бессмысленных рифм и ритмов. Такое действие со словами является мощным средством усвоения звуковой формы слов, развития фонематического восприятия, укрепления артикуляционного аппарата.
Малыш стремится к диалогу со взрослыми и детьми. По собственной инициативе высказывается на темы личного опыта, выходящие за пределы ситуации (по воспоминаниям), а также о происходящем в данный момент.
Рекомендации родителям
• Разговаривайте с ребенком заботливым, ободряющим тоном.
• Когда ребенок с вами разговаривает, слушайте его внимательно, не перебивая.
• В разговоре с ребенком правильно называйте как можно больше предметов, их признаков, действий с ними.
• Ваши объяснения должны быть простыми и понятными. Говорите четко, ясно.
• Будьте терпеливы. Сначала спрашивайте «Что?», а затем «Зачем?» и «Почему?».
• Каждый день читайте ребенку и обсуждайте прочитанное, внимательно рассматривайте все иллюстрации.
• Поощряйте в ребенке стремление задавать вопросы.
• Поощряйте любопытство, любознательность и воображение вашего ребенка.
• Заботьтесь о том, чтобы у ребенка были новые впечатления, о которых он смог бы рассказать.
• Приобретайте диски с записями любимых песенок, стихов и сказок ребенка: пусть он слушает их снова и снова.
• Регулярно водите ребенка в библиотеку.
• Будьте примером для ребенка: пусть он видит, какое удовольствие вы получаете от чтения газет, журналов, книг.
• Не теряйте чувства юмора. Играйте с ребенком в разные игры. Чаще делайте что-либо сообща, всей семьей.
• Помогите ребенку выучить его имя, фамилию, адрес; имена родных и близких.
• Чаще советуйтесь со специалистами, читайте книги по вопросам воспитания.
МЕНЮ
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?
Решаем вместе
Сведения об образовательной организации
- Основные сведения
- Структура и органы управления
- Документы
- Образование
- Образовательные стандарты
- Руководство. Педагогический (научно-педагогический) состав
- Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса
- Стипендии и иные виды материальной поддержки
- Платные образовательные услуги
- Финансово-хозяйственная деятельность
- Вакантные места для приема (перевода)
- Доступная среда
- Международное сотрудничество
- Организация питания в образовательной организации