Существует несколько форм семейного неблагополучия, негативно отражающегося на личности воспитывающихся в таких условиях детей. Специалисты говорят о внешних (явных, открытых) и внутренних (скрытых) формах неблагополучного психологического климата в семье, который создается взрослыми (в первую очередь, родителями). Каждая из этих форм имеет свои особенности в проявлении и влиянии на личность детей.
Неблагополучная семья – это такая семья, в которой нарушена структура, размыты внутренние границы, обесцениваются или игнорируются основные семейные функции, имеются явные или скрытые дефекты воспитания, вследствие чего нарушается психологический климат в ней, и появляются «трудные» дети.
1.Детско-родительские отношения в неполной семье
По мнению психологов, отсутствие в семье не просто отца, а, прежде всего мужчины – важная предпосылка отклонений в психическом развитии ребенка. Дефицит мужского влияния в неполных семьях проявляется в следующем:
- нарушается гармоничное развитие интеллектуальной сферы, страдают математические, пространственные, аналитические способности ребенка за счет способностей вербальных;
- менее четко происходит процесс половой идентификации мальчиков и девочек, снижается социальная активность;
- затрудняется обучение подростков навыкам общения с представителями противоположного пола;
- становится возможным формирование избыточной привязанности к матери, поскольку отсутствует член семьи, который мог бы «оторвать» ребенка от матери, выводя его в более широкий мир.
Все это оказывает серьезное влияние на дальнейшую личную и общественную жизнь как мальчиков, так и девочек.
2.Семьи с алкогольной зависимостью
Как отмечают психологи, взрослые в такой семье, забыв о своих родительских обязанностях, целиком и полностью погружаются в «алкогольную субкультуру», что сопровождается потерей общественных и нравственных ценностей и ведет к социальной и духовной деградации. В конечном итоге семьи с химической зависимостью становятся социально и психологически неблагополучными, что проявляется в виде следующих признаков:
- члены семьи не уделяют внимание друг другу, особенно родители детям; родители плохо относятся к детям, либо вообще их не замечают;
- вся жизнь характеризуется непостоянством и непредсказуемостью, а отношения – ригидностью и деспотичностью;
- члены семьи озабочены отрицанием реальности, им приходится тщательно скрывать неприятные семейные тайны от окружающих;
- в правилах семьи значительное место занимают запреты свободно выражать свои потребности и чувства, используются эмоциональные репрессии.
Жизнь детей в подобной семейной атмосфере становится невыносимой, превращает их в социальных сирот при живых родителях.
3.Семьи с нарушениями общения. Проблемы конфликтных семей
Среди явно неблагополучных семей большую группу составляют брачные союзы с нарушениями общения. В них десоциализирующее влияние на детей проявляется косвенно, вследствие хронически осложненных, фактически нездоровых отношений между супругами, которые характеризуются отсутствием взаимоуважения и взаимопонимания, нарастанием эмоционального отчуждения и преобладанием конфликтного взаимодействия.
Конфликтные семьи могут быть шумными, скандальными, где повышенные тона, раздражительность становятся нормой взаимоотношений супругов, так и тихими, где супружеские отношения отмечены полным отчуждением, стремлением избегать такого взаимодействия. Однако во всех случаях конфликтная семья отрицательно влияет на формирование личности ребенка и может стать причиной различных асоциальных проявлений в виде отклоняющихся форм поведения.
Ребенок в конфликтной семье
1.Ребенок с раннего детства становится постоянным свидетелем родительских размолвок, ссор и скандалов. Это приводит к патологическим страхам, вечному напряжению, тяжелым кошмарным снам, замыканию в себе, неумению общаться со сверстниками и другим неприятным последствиям, что в итоге может сделать из ребенка душевного «инвалида», человека, боящегося совершить хоть какой-либо самостоятельный поступок.
2.Ребенок может стать объектом эмоциональной разрядки конфликтующих родителей, которые свои проблемы загоняют внутрь, а раздражение по поводу недовольства друг другом выплескивают на ребенка. Особенно часто это наблюдается тогда, когда ребенок похож на кого-то из них либо внешностью, либо чертами характера. Оказавшись в эпицентре неразрешенного родительского конфликта, невольно становясь объектом эмоциональной разрядки, ребенок не только сам испытывает душевное потрясение, но и еще больше разъединяет супругов. Родители неизбежно вступают с ним в конфликт, не принимая во внимание его духовные запросы и индивидуальность.
3.Ребенок может быть своеобразным орудием разрешения родительских споров, когда каждый пытается укрепить собственные позиции путем перетягивания ребенка на свою сторону. Ребенок впитывает в себя все – хорошее и плохое, становясь своеобразным зеркалом происходящего в семье и во взаимоотношениях родителей. У некоторых детей развивается склонность к доносительству, цинизм, они становятся недоверчивыми, замыкаются в себе. У кого-то это порождает преждевременный сексуальный интерес и преувеличенную самоуверенность. Общим будет появление эмоциональных расстройств в виде возбудимости, беспокойства, сниженного фона настроения, нарушений сна и аппетита.
Таким образом, последствия семейных конфликтов отражаются не только на состоянии детской души, но и на всей дальнейшей жизни, ибо дети из таких семей испытывают глубокий внутриличностный конфликт. Все это приводит к формированию у ребенка агрессивности, чувства страха, неуверенности в себе, своих силах и способностях, замкнутости и нелюдимости, уходу в себя.
МЕНЮ
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?
Решаем вместе
Сведения об образовательной организации
- Основные сведения
- Структура и органы управления
- Документы
- Образование
- Образовательные стандарты
- Руководство. Педагогический (научно-педагогический) состав
- Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса
- Стипендии и иные виды материальной поддержки
- Платные образовательные услуги
- Финансово-хозяйственная деятельность
- Вакантные места для приема (перевода)
- Доступная среда
- Международное сотрудничество
- Организация питания в образовательной организации