В связи с этим, особый интерес представляет детское экспериментирование, в процессе которого дети учатся:
•Видеть и выделять проблему.
•Принимать и ставить цель.
•Анализировать объект или явление.
•Выделять существенные признаки, связи.
•Выдвигать гипотезы, строить сложные предположения.
•Отбирать материал для самостоятельной деятельности.
•Делать выводы.
Познавая окружающий мир, ребенок стремится не только рассмотреть предмет, но и потрогать его руками, языком, понюхать, постучать им и др. Его интересует всё: как замерзает вода зимой, откуда берутся осадки, как распространяется звук в воздухе, в воде, как выглядит микроб, от чего бывает ветер, почему очищенный картофель без воды чернеет и многое другое.
Уважаемые родители! Учите детей действовать самостоятельно. Избегайте прямых инструкций. Предоставляйте возможность ребенку действовать с разными предметами и материалами, поощряйте экспериментирование с ними. Не сдерживайте инициативу детей. Не делайте за них то, что они могут сделать сами (или могут научиться делать) самостоятельно.
Если у вас возникает необходимость что-то запретить, то обязательно объясните, почему вы это запрещаете и помогите определить, что можно или как можно. Не спешите с вынесением оценочных суждений. С раннего детства побуждайте малыша доводить начатое дело до конца, эмоционально оценивайте его волевые усилия и активность. Ваша положительная оценка для него важнее всего.
Варианты совместной исследовательской деятельности детей и родителей
в ходе использования естественных ситуаций дома
1.В ванной комнате разрешить играть с пустыми баночками, флаконами, мыльницами. Игру ребенка сопровождайте вопросами: «Куда больше воды поместилось? Куда вода легче набирается? Откуда воду легче вылить? Чем быстрее набрать воду в ванночку: ведром или губкой?», - это поможет ребенку исследовать и определять характеристику предметов, развивать наблюдательность.
2.Экспериментируйте с предметами (тонут или плавают в воде). «Как думаешь, утонет бутылка или нет? Что будет, если в нее набрать воды? Сколько, по-твоему, воды нужно набрать, чтобы утонула? Если прижмешь, а потом отпустишь, что будет?», - это поможет понимать, что такое объем, делать открытия и смелее экспериментировать.
3.Планируя уборку детской комнаты, задавайте вопросы: «Как ты считаешь, с чего нужно начать? Что для этого нужно? Что ты сделаешь сам? В чем тебе понадобиться помощь?», - подобная ситуация развивает наблюдательность, умения планировать и рассчитывать свои силы.
4.Перед тем, как полить цветы, спросите: «Все ли растения надо одинаково поливать? Почему? Можно ли побрызгать все растения водой, а рыхлить землю у всех растений?», - это поможет воспитать бережное отношение к природе и сформировать знания о растениях, способах ухода за ними.
5.Планируя ремонт в комнате, обсудите с ребенком, какого цвета обои он хотел бы видеть в своей комнате? На что ему приятно было бы смотреть? Как он думает, где лучше всего повесить рисунки, поставить поделки и т.д., - это поможет ребенку научиться высказывать суждения, фантазировать, аргументировать свою точку зрения.
ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
«Чего нельзя и что можно делать для поддержания интереса детей
к познавательному экспериментированию»
1.Не следует отмахиваться от желаний ребенка, даже если они вам кажутся импульсивными. Ведь в основе этих желаний может лежать такое важнейшее качество, как любознательность.
2.Нельзя отказываться от совместных действий с ребенком, игр и т.п. – ребенок не может развиваться в обстановке безучастности к нему взрослых.
3.Сиюминутные запреты без объяснений сковывают активность и самостоятельность ребенка.
4.Не следует бесконечно указывать на ошибки и недостатки деятельности ребенка. Осознание своей неуспешности приводит к потере всякого интереса к этому виду деятельности.
5.Импульсивное поведение дошкольника в сочетании с познавательной активностью, а также неумение предвидеть последствия своих действий часто приводят к поступкам, которые мы, взрослые, считаем нарушением правил, требований. Так ли это?
6.Если поступок сопровождается положительными эмоциями ребенка, инициативностью и изобретательностью и при этом не преследуется цель навредить кому-либо, то это не проступок, а шалость.
7.Поощрять любопытство, которое порождает потребность в новых впечатлениях, любознательность: она порождает потребность в исследовании.
8.Предоставлять возможность действовать с разными предметами и материалами, поощрять экспериментирование с ними, формируя в детях мотив, связанный с внутренними желаниями узнать новое, потому что это интересно и приятно, помогать ему в этом своим участием.
9.Если у вас возникает необходимость что-то запретить, то обязательно объясните, почему вы это запрещаете и помогите определить, что можно или как можно.
10.С раннего детства побуждайте доводить начатое дело до конца, эмоционально оценивайте его волевые усилия и активность. Ваша положительная оценка для него важнее всего.
11.Проявляя заинтересованность к деятельности ребенка, беседуйте с ним о его намерениях, целях (это научит его целеполаганию), о том, как добиться желаемого результата (это поможет осознать процесс деятельности). Расспросите о результатах деятельности, о том, как ребенок их достиг (он приобретет умение формулировать выводы, рассуждая и аргументируя)
«Самое лучшее открытие – то, которое ребенок делает сам» (Ральф У. Эмерсон)
Сухомлинский В.А. писал: «Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратиться к тому, что он узнал».
МЕНЮ
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?
Решаем вместе
Сведения об образовательной организации
- Основные сведения
- Структура и органы управления
- Документы
- Образование
- Образовательные стандарты
- Руководство. Педагогический (научно-педагогический) состав
- Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса
- Стипендии и иные виды материальной поддержки
- Платные образовательные услуги
- Финансово-хозяйственная деятельность
- Вакантные места для приема (перевода)
- Доступная среда
- Международное сотрудничество
- Организация питания в образовательной организации